Тема былины алеша попович и тугарин змей. Сюжеты былин об Алеше Поповиче. Переосмысление образа. Это – присказка, а теперь сказка

Алеша Попович - легендарный русский герой и воин, который на правах самого младшего входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей. Образ этого героя является больше фольклорным и собирательным, чем реальным, но и данный персонаж по версии ученых-историков имел свой реальный прототип, живший приблизительно в 13 веке на территории Киевской Руси. По разным версиям это могли быть даже несколько человек: сын православного ростовского попа Леонтия, житель города Пирятина на Полтавщине, и знаменитый богатырь Александр-хоробр (Олеша), известный исторический и общественный деятель, живший в 12-13 веках в Ростове.

Образ богатыря - былинного героя

(Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович )

На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении ), написанной в начале 19 века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера. В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.

В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).

Знаменитые подвиги младшего из богатырей

Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства. Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах это персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью. Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.

Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.

Алё ша Попович и Тугарин Змеевич

Молодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано, куда ведут три дороги: к Тугарину, на Вуяндину и к киевскому князю Владимиру. Молодцы решают ехать ко Владимиру.

У Владимира в Киеве идёт пир. Князь сажает Алешу на почётное место. Алеша Попович видит, как тридцать богатырей несут в дом Тугарина. Его сажают рядом с женой князя Владимира, и Тугарин кладёт голову ей на грудь.

Тугарину и Алеше подносят по полведра вина. Алеша пьёт потихоньку, а Тугарин выпивает одним духом. Алеше Поповичу подносят на блюде лебедь белу и Тугарину тоже. Богатырь ест помаленьку и половину отдаёт своему слуге, а Тугарин Змеевич проглатывает лебедь одним махом. Обращаясь к слуге, Алеша Попович вспоминает, что у его отца, попа Леонтия Ростовского, была прожорливая собака, которая подавилась лебединой костью и издохла. И с Тугариным, заключает Алеша, завтра будет то же самое. Ещё Алеша вспоминает об отцовской жадной корове - она тоже подавилась костью. И опять говорит, что с Тугариным произойдёт то же. Тугарин Змеевич, слыша эти слова, с досады бросает в Алешу булатный нож, но проворный слуга Еким подхватывает нож на лету. Богатырь вызывает Тугарина на бой.

Весь город ручается, что победит Тугарин, но князь Владимир ручается за Алешу.

Богатырь просит слугу посмотреть, выехал ли уже Тугарин в поле. Еким видит, что Тугарин летает на бумажных крыльях, а вокруг - огненные змеи. Алеша идёт в церковь и молится Богу о том, чтобы дождь намочил Тугариновы бумажные крылья.

Приходит грозная туча, и Тугарин Змеевич падает на землю: его крылья намокли. Алеша Попович подъезжает к Тугарину, а тот грозит сжечь богатыря огнём, задушить дымом. В ответ Алеша упрекает Тугарина: «На что ты, Тугарин, за собой силу ведёшь?» В удивлении Тугарин Змеевич оборачивается, и Алеша отсекает ему голову.

Богатырь втыкает голову Тугарина на копье, садится на его коня и едет в город. Княгиня, жена Владимира, увидев Алешу издали, выражает надежду, что это Тугарин победил и везёт с собой Алешину голову.

Подъехав к княжеским палатам, Алеша Попович бросает голову в окно и насмешливо кричит княгине, чтобы она взяла Алешину голову. Князь предлагает богатырю почести. На это Алеша отвечает, что, если бы не приходились ему князь и княгиня дядюшкой и тётушкой, то назвал бы он князя сводничком, а княгиню - и того хуже.

Алёша и сестра Збродовичей

У киевского князя Владимира идёт пир. Сидят на пиру князья, бояре, богатыри, казаки, бурлаки да крестьяне. Наевшись да напившись, все начинают хвастать: кто «золотой казной», кто «широким двором», кто «добрым конём», а неразумные хвастают «молодой женой» да «родной сестрой».

Только два брата Петровича-Збродовича сидят и не хвастают. Сам князь Владимир спрашивает у братьев, почему они ничем не похваляются. Тогда Петровичи рассказывают о своей любимой сестрице Оленушке Петровне, которая сидит в задней горнице, лишние люди ее не видят и солнышко ее не печёт.

Услышав это, богатырь Алеша Попович заявляет, что живёт с Оленушкой «будто муж с женой». Братья раздосадованы, но Алеша предлагает им проверить правдивость его слов: бросить снежком Оленушке в окно и посмотреть, что будет. Братья так и делают. Оленушка открывает окошко и спускает из него длинное белое полотно.

Братья, убедившись в том, что Алеша не солгал, приказывают сестре надеть чёрное платье: они хотят отвезти Оленушку в поле и там отрубить ей голову. Узнав об этом, сестра говорит Петровичам-Збродовичам, что жена старшего из них живёт с богатырём Добрынюшкой, а младшего - с Переметушкой. Братья не верят этим обвинениям и везут Оленушку в поле. Но тут появляется Алеша Попович. Он увозит Олену Петровну к венцу, а братьям напоследок бросает то же самое обвинение касательно их жён, Добрынюшки и Переметушки.

Алёша Попо́вич - фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. В украинских думах также встречается персонаж Алексей Попович

Алёша Попович - сын ростовского попа Левонтия (редко Фёдора). [ источник не указан 529 дней ]

Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.

Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.

Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) - Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).

Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп. Вариантом сюжета о бое Алёши с Тугарином является редкая былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича во многом напоминает Тугарина.

Происхождение образа

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров отмечают характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией. С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников, по мере развития эпоса оторвался от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя.

В былинах «Алёша Попович и Тугарин» и «Добрыня и змей» Алёша Попович имеет отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указано, что он «Сын попа Леонтия Ростовского». И тогда по рукописям Артынова, упомянутым у Титова в описании Ростовского уезда, родина Алёши Поповича - деревня Селище Ростовского района Ярославской области.

15.Былины о Садко и Василии Буслаеве. Изображение в них образа Новгорода. Былинский об идее и герое.

Бой с новгородцами

Девяносто лет живёт в Новгороде Буслай. Ни с кем он не спорит и не вздорит: ни с Новгородом, ни со Псковом, ни с Москвой. Когда Буслай умирает, у него остаётся сын Василий. Когда Василию исполняется семь лет, он начинает ходить по городу, заходить на княжеский двор и «шутить» с прочими детьми: «Которого дёрнет за руку - рука прочь, которого за ногу - нога прочь».

Матушке Василия, Мамелфе Тимофеевне, многие жалуются на поведение сына, и она не пускает Василия гулять по Новгороду. Когда юноше исполняется семнадцать лет, он делает себе ратную сбрую и задаёт пир. На этом пиру Василий выбирает дружину - тридцать молодцев без единого.

Потом Василий Буслаев пирует у новгородских князей. Там он вызывает на бой весь Новгород.

Мамелфа Тимофеевна, узнав об этом, выводит сына с княжеского пира и сажает в глубокие погреба. А на Волховском мосту мужики новгородские сходятся с Васильевой дружиной. Они начинают бой. Перевес на стороне новгородских мужиков.

Дворовая девушка Мамелфы Тимофеевны выходит на Волхов с железными коромыслами. Она видит, что дружина Василия терпит поражение. Девушка хватает коромысло и начинает бить им новгородцев.

А потом девушка-чернавушка бежит к погребу и рассказывает Василию, что дружина его в беде. Василий просит девушку отпереть двери. Когда она выпускает Василия Буслаева, тот хватает тележную ось, идёт на Волховский мост и убивает этой осью множество человек. Новгородских мужиков остаётся совсем мало, но бой продолжается.

Новгородские князья идут к Мамелфе Тимофеевне и просят, чтобы она уняла своего сына. Мать и сама боится Василия. Она советует обратиться к Старчищу Пилигримищу, крестовому отцу Василия Буслаева. Он живёт в Сергиевом монастыре. Князья едут туда, умоляют Старчище Пилигримище, чтобы он пришёл на Волховский мост и уговорил Василия прекратить побоище. Старчище, вняв их просьбам, приходит и пытается унять Василия, но тот убивает его железной осью.

Новгородские князья снова идут к Мамелфе Тимофеевне с той же просьбой. Мать догадывается, что нужно подойти к сыну не спереди, а сзади. Она обнимает Василия за плечи и просит прекратить бой.

Василий роняет ось. Он хвалит мать за то, что она зашла сзади - иначе и ей бы несдобровать. Теперь Василий Буслаев останавливает битву.

Новгородские князья падают Василию в ноги, приглашают в гости к себе и просят, чтобы он убрал тела убитых. Василий приказывает убрать трупы. Он идёт домой - лечить свою храбрую дружину.

Василий Буслаев молиться ездил

Василий Буслаев просит благословения у своей матушки, Мамелфы Тимофеевны, поехать в Иерусалим, отвезти пожертвование. Мать предостерегает Василия, что дорога в Иерусалим опасна, и говорит, что спасти свою душу можно и здесь. Но Василий просит благословения второй и третий раз, говорит, что хочет приложиться к Господней гробнице, и в конце концов заявляет, что поедет и без благословения. Тогда мать благословляет его ехать.

Василий снаряжает корабль, берет с собой свою храбрую дружину. Когда они подплывают к Сорочинской горе, Василий видит на ее вершине крест. Он приказывает остановить корабль, чтобы помолиться кресту. Но когда Василий Буслаев поднимается на гору, креста там не оказывается. Василий находит только человеческий череп и пинает его ногой. Череп говорит, что тоже раньше был богатырём, и предсказывает: Василий Буслаев не вернётся домой, а будет похоронен рядом с ним. Но Васька не верит в это.

Корабль приплывает в Иерусалим. Молодцы прикладываются к Господней гробнице, делают вклад - сорок тысяч. Потом Василий идёт к Иордань-реке и купается в ней нагим телом. Мимо проходит старая женщина. Она говорит Василию, что здесь нельзя купаться нагим, и предсказывает ему, что он не вернётся домой. Но Васька только плюёт в ее сторону, не веря этим словам.

Со своей дружиной Василий отправляется в обратный путь. Снова подъезжают они к Сорочинской горе, и опять на ее вершине Василий видит крест. Вся дружина поднимается на гору. Но креста они не находят, а видят «сер-горюч камень». Васька предлагает друзьям забаву: скакать поперёк камня, вперёд и назад. А потом - вдоль камня. Василий Буслаев падает и разбивается. Перед смертью он просит дружину, чтобы череп, лежащий на этой горе, положили вместе с ним в гроб. Дружина выполняет его волю. Над могилою ставят крест, а на нем делают надпись о двух богатырях, лежащих здесь. В знак скорби дружина убирает с корабля все украшения.

В Новгороде мать Василия Буслаева, Мамелфа Тимофеевна, ждёт сына. Она смотрит в подзорную трубу и видит корабль, на котором уже нет украшений. Мать плачет: она понимает, что на корабле нету и хозяина.

Мамелфа Тимофеевна идёт в церковь служить панихиду по Василию Буслаеву.

Садко - молодой гусляр из Великого Новгорода. В начале рассказа он беден, горд и самолюбив. Его единственное достояние - яровчатые гусли, на которых он играет, переходя с одного весёлого застолья к другому.

Однако наступает день, а за ним другой, третий, когда Садко не зовут на честной пир. Гордость богатыря задета, но он никому не показывает обиды. Он в одиночестве идёт к Ильмень-озеру, садится на бел-горюч камень на берегу и достаёт заветные гусли. Садко играет, отводя в музыке душу. От его игры вода в озере «всколыхалася». Не обратив внимание на это, Садко возвращается назад в город.

Вскоре история повторяется. Садко опять не зовут на пир - раз, другой, третий. Он вновь идёт к Ильмень-озеру, вновь садится на горюч камень и начинает играть. И опять вода в озере колышется, что-то предвещая.

Когда Садко приходит на Ильмень-озеро в третий раз, происходит чудо. После его игры на гуслях раздвигаются воды и из пучин озера показывается сам морской царь, который обращается к богатырю со следующими словами:

Ай же ты, Садко Новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои утехи за великия,
Аль бессчётной золотой казной?..

Морской царь даёт Садко совет: побиться об заклад с купцами, что он выловит в озере рыбу - золотые перья. Царь обещает подбросить этих рыб в невод к Садко.

На ближайшем же пиру музыкант следует этому совету. В кругу сильно подвыпивших купцов он предлагает спор, хвастаясь, что знает «чудо чудное в Ильмень-озере». Он предлагает своим соперникам, которые смеются над его рассказами:

Ударим-ка о велик заклад:
Я заложу свою буйну голову,
А вы залатайте лавки товара красного.

Трое из купцов соглашаются. Спор заканчивается полной победой Садко. Трижды закинув невод, он вытаскивает трёх золотых рыбок. Купцы отдают ему по три лавки дорогих товаров.

С этого момента Садко начинает стремительно богатеть. Он становится удачливым торговцем, получает «великие барыши». Жизнь его меняется, он обрастает роскошью, давая волю прихотливой фантазии. В своих белокаменных палатах Садко устраивает «все по-небесному»:

На небе солнце и в палатах солнце,
На небе месяц и в палатах месяц,
На небе звезды и в палатах звезды«.

Он задаёт богатый пир, на который приглашает самых именитых новгородских граждан. На пиру все наедаются, напиваются и начинают похваляться друг перед другом - кто молодецкой удалью, кто бессчётной казной, кто добрым конём, кто знатным родством, кто красавицей женой. Садко хранит до поры до времени молчание. Гости наконец интересуются, почему же хозяин ничем «не похваляется». Садко важно отвечает, что превосходство его теперь слишком очевидно, чтобы пускаться в спор. И в доказательство своего могущества заявляет, что способен скупить все новгородские товары.

Не успевает он вымолвить это, как все гости ударяют с ним «о велик заклад», оскорблённые столь непомерной гордыней. Решают, что, коли Садко не сдержит своего слова, он отдаст тридцать тысяч рублей купцам.

На другой день Садко просыпается на заре, будит свою храбрую дружину, каждому дружиннику даёт уйму денег и один-единственный наказ: отправляться в торговые ряды и скупать все подряд. Сам он тоже идёт в гостиный ряд, где покупает все без разбору.

На следующее утро богатырь опять встаёт рано и опять будит дружину. В торговых и гостиных рядах они находят товару вдвое против прежнего и опять скупают все, что попадается под руку. Лавки и развалы пустеют - но лишь до нового дня. Утром Садко и его дружинники видят ещё большее изобилие товаров - теперь здесь втрое, а не вдвое больше прежнего!

Садко ничего не остаётся, как призадуматься. Он понимает, что не в его власти повыкупить товары в этом замечательном торговом городе, признает - за товарами московскими подоспеют ещё и товары заморские. И как бы ни был богат купец, славный Новгород будет побогаче любого. Так тщеславный герой вовремя получает хороший урок. После проигрыша Садко смиренно отдаёт соперникам тридцать тысяч, а на оставшиеся деньги строит тридцать кораблей.

Теперь Садко - азартный и удалой - решает посмотреть мир. Через Волхов, Ладогу и Неву он выходит в открытое море, затем поворачивает на юг и доплывает до владений Золотой Орды. Там он успешно продаёт захваченные с собой новгородские товары, в результате чего его богатство снова умножается. Садко насыпает бочки золота и серебра и поворачивает корабли назад в Новгород.

На обратном пути караван судов попадает в страшный шторм. Волны бьют корабли, ветер рвёт паруса. Садко понимает, что это дурит его старый знакомый - морской царь, которому давно не плачено дани. Купец обращается к своей дружине с приказом бросить в море бочку серебра Но стихия не успокаивается. Корабли из-за бури не могут стронуться с места. Бросают бочку золота - тот же результат. Тогда Садко понимает: морской царь требует «живой головы в сине море». Он сам предлагает своим дружинникам кинуть жребий. Бросают дважды, и оба раза жребий выпадает на Садко.

И вот Садко-купец даёт последние распоряжения, перед тем как опуститься на дно. Он завещает свои имения - божьим церквам, молодой жене и нищей братии, а остальное - своим храбрым дружинникам. Попрощавшись с товарищами, он берет старинные яровчатые гусли и на одной доске остаётся на волнах. В тот же миг буря утихает, корабли срываются с места и исчезают вдали.

Садко засыпает на своём плоту прямо посреди моря. Просыпается он во владениях морского царя. В белокаменном подводном дворце он встречается с самим царём. Тот не скрывает торжества:

Век ты, Садко, по морю езживал,
Мне, царю, дани не плачивал,
А нонь весь пришёл ко мне во подарочках.

Царь просит гостя поиграть ему на гуслях. Садко начинает плясовую мелодию: царь, не выдержав, пускается в пляс, все больше входя в азарт. Садко играет сутки, потом вторые и третьи - без перерыва. Царь продолжает свою пляску. На море от этого танца поднялась страшная буря. Потонуло и разбилось множество кораблей, залило берега и села. Народ повсеместно молился Миколе Можайскому. Это он, святой, толкнул Садко в плечо, тихо и строго объяснив гусляру, что пора кончать пляс. Садко возразил, что у него приказ и он не может ослушаться царя. «А ты струночки повырывай», - научил его седой старик. И ещё он дал такой совет. Если морской царь прикажет жениться, не спорить с ним. Но из сотен предложенных невест выбрать самую последнюю - Чернавушку. Да в первую брачную ночь не творить с ней блуда, не то навсегда суждено ему будет остаться на дне моря.

И вот одним движением Садко рвёт заветные струны и ломает любимые гусли. Буря утихает. Благодарный за музыку морской царь предлагает Садко выбрать себе невесту. Рано утром Садко отправляется на смотрины. Он видит трижды по триста писаных красавиц, но всех их пропускает. Позади всех идёт, потупив очи, девица Чернавушка. Ее Садко и называет своей суженой. После свадебного пира они остаются одни, но Садко не прикасается к жене. Он засыпает рядом с Чернавушкой, а проснувшись, обнаруживает, что он в Новгороде, на крутом берегу реки Чернавы. На Волхове он видит свои подходящие целёхонькие корабли. Там его жена и дружина поминают Садко. Они не верят своим глазам, когда видят его живого, встречающего их в Новгороде.

Он обнимается со своей женой, потом здоровается с друзьями. Выгружает с кораблей свои богатства. И строит соборную церковь Николая Можайского - как просил о том его святой.

С тех пор «не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нови-граде».

Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.

Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.

Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев . Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерется-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель». 9

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз 10 Новгороду». 11 Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

Единственный, кто высказывал самую естественную точку зрения на эту былину, а именно, что она исконно и типично новгородская, что в этом весь ее интерес и что в этом направлении ее надо изучать, был Белинский.
Белинский прежде всего ставит вопрос о политическом строе древнего Новгорода и о торговле, как основном источнике его богатства, то есть исходит не из имен и частных фактов, а из исторической почвы, создавшей эту былину. Этим же определяется основная идея былины: «Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины» . Садко борется против Новгорода. В этой былине «два героя: один - видимый, Садко, другой - невидимый, Новгород» . Это значит, что Белинский ставит вопрос о драматическом конфликте в былине и об историческом характере этого конфликта. Она могла возникнуть только в торговом Новгороде. Новгородскими Белинский признает и все мифологические образы. Образ морского царя могли создать только мореплаватели. Это образ не только совершенно русский, но и новгородский. Белинский в особенности восхищается пляской морского царя. Данная былина - замечательный памятник национальной культуры. Белинский устанавливает, что в лице Садко выражен совершенно национальный характер. В Садко есть русский размах, когда он, например, сразу закладывает все свое имущество. В нем русская удаль, когда он, испробовав все средства, чтобы спасти себя хитростью (тоже русская черта) , и видя, что дело доходит до смерти, смерти не боится, а бесстрашно бросается в пучину моря.

  • Понятие былины как эпического фольклорного жанра. Былинные герои
  • При запоминании любой информации, при использовании любых приемов, в воображении в один момент времени соединяются только два зрительных образа.
  • Этой функции свойственна интегративность, способность отражать сущность многих других функций дизайна как проявление содержательности художественного образа.

  • Из славного Ростова красна города

    Как два ясные сокола вылетывали -

    Выезжали два могучие богатыря:

    Что по имени Алешенька Попович млад

    А со молодым Якимом Ивановичем.

    (Завязка – выезд богатырей из дому – традиционна для былин. Алеша отправляется из родного Ростова вместе со своим слугой и оруженосцем Якимом Ивановичем, который в данном варианте также приписан к богатырям).

    Они ездят, богатыри, плечо о плечо,

    Стремено в стремено богатырское.

    Они ездили-гуляли по чисту полю,

    Ничего они в чистом поле не наезживали,

    Не видели они птицы перелетныя,

    Не видали они зверя рыскучего.

    Только в чистом поле наехали -

    Лежат три дороги широкие,

    Промеж тех дорог лежит горюч камень,

    А на камени подпись подписана.

    (Здесь используется традиционный прием: с помощью отрицания – ничего не видели – выделяется главное – то единственное и очень важное, что увидели: камень с надписью).

    Взговорит Алеша Попович млад:

    А и ты, братец Яким Иванович,

    В грамоте поученый человек,

    Посмотри на камени подписи,

    Что на камени подписано».

    И скочил Яким со добра коня,

    Посмотрел на камени подписи.

    Расписаны дороги широкие:

    Первая дорога в Муром лежит,

    Другая дорога – в Чернигов-град.

    Третья – ко городу ко Киеву,

    Ко ласкову князю Владимиру.

    Говорил тут Яким Иванович:

    «А и братец Алеша Попович млад,

    Которой дорогой изволишь ехать?»

    «Лучше нам ехать ко городу ко Киеву,

    Ко ласкову князю Владимиру».

    (Развитие действия. Алеша выбирает дорогу не в Чернигов и Муром, а в Киев, который уже в IX-X вв. осознавался как центр Русской земли).

    В те поры поворотили добрых коней

    И поехали они ко городу ко Киеву...

    А и будут они в городе Киеве

    На княженецком дворе,

    Скочили со добрых коней,

    Привязали к дубовым столбам,

    Пошли во светлы гридни,

    Молятся Спасову образу

    И бьют челом, поклоняются

    Князю Владимиру и княгине Апраксеевне

    И на все четыре стороны.

    (Православный русский обычай требовал от гостя вначале помолиться в доме перед образами и только потом учтиво приветствовать хозяев).

    Говорил им ласковый Владимир-князь:

    «Гой вы еси, добры молодцы!

    Скажитесь, как вас по имени зовут -

    А по имени вам можно место дать,

    По отчеству можно пожаловать».

    (Очевидно, что Владимир впервые видит Алешу, он должен знать сословное положение гостей, чтобы определить, в какое место за столом их посадить.)

    Говорит тут Алеша Попович млад:

    «Меня, осударь, зовут Алешею Поповичем,

    Из города Ростова, старого попа соборного».

    В те поры Владимир-князь обрадовался,

    Говорил таковы слова:

    «Гой еси, Алеша Попович млад!

    По отечеству садися в большое место, в передний уголок,

    В другое место богатырское,

    В дубову скамью против меня,

    В третье место, куда сам захошь».

    (По-видимому, Владимир понаслышке знает об Алеше как о богатыре. Любопытная бытовая подробность: как сын соборного священника он может занимать почетное место в переднем углу, то есть под образами. Как богатырю Владимир уважительно предлагает Алеше место напротив себя.)

    Не садился Алеша в место большее

    И не садился в дубову скамью -

    Сел он со своим товарищем на палатный брус.

    (Поскольку Яким не может претендавать на почетное место за столом, Алеша предпочитает сесть на самое скромное и незаметное место – на полатях возле печки вместе со своим товарищем).

    Мало время позамешкавши,

    Несут Тугарина Змеевича

    На той доске красна золота

    Двенадцать могучих богатырей,

    Сажали в место большее,

    И подле него сидела княгиня Апраксеевна.

    (Образ Тугарина неясен. Он назван Змеевичем, но атрибутами змея не наделяется. Гиперболизируется огромность Тугарина – его несут двенадцать могучих богатырей. Ему оказывают особый почет, усаживая рядом с княгиней Апраксой. Архаичная деталь: Тугарина вносят в дом на золоченой доске, паланкине, как вносили, согласно ритуалу, татарских владык, не давая им коснуться земли).

    Тут повары были догадливы -

    Понесли яства сахарные и питья медвяные,

    А питья все заморские,

    Стали тут пить-есть, прохлаждатися.

    А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест,

    По целой ковриге за щеку мечет -

    Те ковриги монастырские,

    И нечестно Тугарин питья пьет –

    По целой чаше охлестывает,

    Котора чаша в полтретья ведра.

    (Былина отмечает невоспитанность Тугарина, гиперболизирует его прожорливость и непомерное употребление вина. Русский обычай требовал есть не торопясь, пристойно вести застольную беседу).

    И говорит в те поры Алеша Попович млад:

    «Гой еси ты, ласковый осударь Владимир-князь!

    Что у тебя за болван пришел?

    Что за дурак неотесанный?

    Нечестно у князя за столом сидит,

    Княгиню он, собака, целует во уста сахарные,

    Тебе, князю, насмехается.

    А у моего сударя-батюшки

    Была собачища старая,

    Насилу по подстолью таскалася,

    И костью та собака подавилася -

    Взял ее за хвост, под гору махнул.

    Тугарин почернел, как осенняя ночь.

    Алеша Попович стал как светел месяц.

    (Алеша нарочно вышучивает и унижает Тугарина, сравнивая его со старой обжорой-собачищей, старается разозлить его и вызвать на бой – это один из его испытанных приемов в обращении с врагом. В отличие от Алеши князь Владимир проявляет беспомощность, никак не обнаруживает своих чувств. Дерзость Алеши по отношению к почетному гостю Тугарину усиливается тем, что он сидит не в «большем» месте, а на полатях, где обычно сидят слуги и дети).

    И опять в те поры повары были догадливы -

    Носят яства сахарные и принесли лебедушку белую,

    И ту рушала княгиня лебедь белую.

    Обрезала рученьку левую,

    Завернула рукавцем, под стол опустила,

    Говорила таковы слова:

    «Гой еси вы, княгини-боярыни!

    Либо мне резать лебедь белую,

    Либо смотреть на мил живот,

    На молода Тугарина Змеевича!»

    (Княгиня ведет себя неподобающе. Она так засмотрелась на Тугарина, что порезала руку, разрезая традиционное блюдо – лебедь печеную.)

    Он, взявши, Тугарин, лебедь белую,

    Всю вдруг проглотил,

    Еще ту ковригу монастырскую.

    Говорит Алеша на палатном брусу:

    «Гой еси, ласковый осударь Владимир-князь!

    Что у тебя за болван сидит?

    Что за дурак неотесанный?

    Нечестно за столом сидит,

    Нечестно хлеба с солью ест -

    По целой ковриге за щеку мечет

    И целу лебедушку вдруг проглотил.

    У моего сударя-батюшки,

    Федора, попа ростовского,

    Была коровища старая,

    Насилу по двору таскалася,

    Забилася на поварню к поварам,

    Выпила чан браги пресныя,

    От того она лопнула.

    Взял за хвост, под гору махнул.

    От меня Тугарину то же будет!»

    Тугарин потемнел, как осенняя ночь,

    Выдернул кинжалище булатное,

    Бросил в Алешу Поповича.

    Алеша на то-то верток был,

    Не мог Тугарин попасть в него.

    Подхватил кинжалище Яким Иванович,

    Говорил Алеше Поповичу:

    Сам ли бросаешь в него или мне велишь?

    Нет, я сам не бросаю и тебе не велю!

    Заутра с ним переведаюсь.

    Бьюсь я с ним о велик заклад -

    Не о ста рублей, не о тысяче,

    А бьюсь о своей буйной голове.

    (Во второй раз Алеша высмеивает и оскорбляет Тугарина, но биться в палатах Владимира он не хочет, ему нужна не простая драка, а бой с врагом на смерть. Он уверен в своей победе и ставит в заклад, на спор, свою буйну голову).

    В те поры князья и бояра

    Скочили на резвы ноги

    И все за Тугарина поруки держат:

    Князья кладут по сто рублей,

    Бояре по пятьдесят, крестьяне по пяти рублей.

    Тут же случилися гости купеческие -

    Три корабля свои подписывают

    Под Тугарина Змеевича,

    Всякие товары заморские,

    Которы стоят на быстром Днепре.

    А за Алешу подписывал владыка черниговский.

    В те поры Тугарин взвился и вон ушел,

    Садился на своего добра коня,

    Поднялся на бумажных крыльях по поднебесью летать.

    Скочила княгиня Апраксеевна на резвы ноги,

    Стала пенять Алеше Поповичу:

    «Деревенщина ты, засельщина!

    Не дал посидеть другу милому!»

    (Подобно Змею, Тугарин может летать, но крылья у него необычные – бумажные. Все присутствующие на пиру уверены в победе Тугарина над Алешей, поэтому ставят заклад на него, только черниговский владыка сочувствует Алеше и ставит на его победу.)

    В те поры Алеша не слушался,

    Взвился с товарищем и вон пошел,

    Садилися на добрых коней,

    Поехали ко Сафат-реке,

    Поставили белы шатры,

    Стали опочив держать,

    Коней отпустили в зелены луга.

    Тут Алеша всю ночь не спал,

    Молился Богу со слезами:

    «Создай, Боже, тучу грозную,

    А и тучу-то с градом, дождя!»

    Алешины молитвы доходчивы -

    Дает Господь Бог тучу с градом, дождя.

    Замочило Тугарину крылья бумажные,

    Падает Тугарин, как собака, на сыру землю.

    (Знаменательно, что Алеша обращается за помощью к Богу. Иноземец Тугарин воспринимается здесь как «поганый» – язычник, которого побеждает русский богатырь-христианин Алеша Попович.)

    Приходил Яким Иванович, сказал Алеше Поповичу,

    Что видел Тугарина на сырой земле.

    И скоро Алеша наряжается, садился на добра коня,

    Взял одну сабельку острую и поехал к Тугарину Змеевичу.

    Увидел Тугарин Змеевич Алешу Поповича,

    «Гой еси, Алеша Попович млад!

    Хошь ли, я тебя огнем спалю,

    Хошь ли, Алеша, конем стопчу,

    Али тебя, Алеша, копьем заколю».

    (Тугарин прибегает к традиционной угрозе врага «огнем спалить», что подчеркивает его «змеиную» сущность, конём стоптать, хочет запугать богатыря).

    Говорил ему Алеша Попович млад:

    «Гой ты еси, Тугарин Змеевич млад,

    Бился ты со мной о велик заклад

    Биться-драться един на един,

    А за тобою ноне силы – сметы нет».

    Оглянется Тугарин назад себя -

    В те поры Алеша подскочил, ему голову срубил.

    И пала голова на сыру землю, как пивной котел.

    (Кульминация. Алеша в решительную минуту прибегает к хитрости, обманывает и побеждает опасного врага, которого не смог бы победить силой.)

    Алеша скочил со добра коня,

    Отвязал чембур от добра коня

    И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,

    И привязал к добру коню,

    И привез в Киев-град на княженецкий двор,

    Бросил среди двора княженецкого.

    И увидел Алешу Владимир-князь,

    Повел во светлы гридни, сажал за убраны столы,

    Тут для Алеши и стол пошел.

    Сколько времени покушавши, говорил Владимир-князь:

    «Гой еси, Алеша Попович млад!

    Час ты мне свет дал.

    Пожалуй, ты живи в Киеве,

    Служи мне, князю Владимиру,

    Долюби тебя пожалую».

    В те поры Алеша Попович млад

    Князя не ослушался,

    Стал служить верой и правдою.

    А княгиня говорила Алеше Поповичу:

    «Деревенщина ты, засельщина!

    Разлучил меня с другом милыим,

    С молодым Змеем Тугаретином!»

    (Развязка сюжета былины – Алеша после победы над Тугарином остается служить князю Владимиру. Необычно в развязке то, что княгиня не наказана.)

    То старина, то и деяние.

    (Последняя строка – былинный исход.)

    Молодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано, куда ведут три дороги: к Тугарину, на Вуяндину и к киевскому князю Владимиру. Молодцы решают ехать ко Владимиру.

    У Владимира в Киеве идёт пир. Князь сажает Алешу на почётное место. Алеша Попович видит, как тридцать богатырей несут в дом Тугарина. Его сажают рядом с женой князя Владимира, и Тугарин кладёт голову ей на грудь.

    Тугарину и Алеше подносят по полведра вина. Алеша пьёт потихоньку, а Тугарин выпивает одним духом. Алеше Поповичу подносят на блюде лебедь белу и Тугарину тоже. Богатырь ест помаленьку и половину отдаёт своему слуге, а Тугарин Змеевич проглатывает лебедь одним махом. Обращаясь к слуге, Алеша Попович вспоминает, что у его отца, попа Леонтия Ростовского, была прожорливая собака, которая подавилась лебединой костью и издохла. И с Тугариным, заключает Алеша, завтра будет то же самое. Ещё Алеша вспоминает об отцовской жадной корове - она тоже подавилась костью. И опять говорит, что с Тугариным произойдёт то же. Тугарин Змеевич, слыша эти слова, с досады бросает в Алешу булатный нож, но проворный слуга Еким подхватывает нож на лету. Богатырь вызывает Тугарина на бой.

    Весь город ручается, что победит Тугарин, но князь Владимир ручается за Алешу.

    Богатырь просит слугу посмотреть, выехал ли уже Тугарин в поле. Еким видит, что Тугарин летает на бумажных крыльях, а вокруг - огненные змеи. Алеша идёт в церковь и молится Богу о том, чтобы дождь намочил Тугариновы бумажные крылья.

    Приходит грозная туча, и Тугарин Змеевич падает на землю: его крылья намокли. Алеша Попович подъезжает к Тугарину, а тот грозит сжечь богатыря огнём, задушить дымом. В ответ Алеша упрекает Тугарина: «На что ты, Тугарин, за собой силу ведёшь?» В удивлении Тугарин Змеевич оборачивается, и Алеша отсекает ему голову.

    Богатырь втыкает голову Тугарина на копье, садится на его коня и едет в город. Княгиня, жена Владимира, увидев Алешу издали, выражает надежду, что это Тугарин победил и везёт с собой Алешину голову.

    Подъехав к княжеским палатам, Алеша Попович бросает голову в окно и насмешливо кричит княгине, чтобы она взяла Алешину голову. Князь предлагает богатырю почести. На это Алеша отвечает, что, если бы не приходились ему князь и княгиня дядюшкой и тётушкой, то назвал бы он князя сводничком, а княгиню - и того хуже.

    Алёша и сестра Збродовичей

    У киевского князя Владимира идёт пир. Сидят на пиру князья, бояре, богатыри, казаки, бурлаки да крестьяне. Наевшись да напившись, все начинают хвастать: кто «золотой казной», кто «широким двором», кто «добрым конём», а неразумные хвастают «молодой женой» да «родной сестрой».

    Только два брата Петровича-Збродовича сидят и не хвастают. Сам князь Владимир спрашивает у братьев, почему они ничем не похваляются. Тогда Петровичи рассказывают о своей любимой сестрице Оленушке Петровне, которая сидит в задней горнице, лишние люди ее не видят и солнышко ее не печёт.

    Услышав это, богатырь Алеша Попович заявляет, что живёт с Оленушкой «будто муж с женой». Братья раздосадованы, но Алеша предлагает им проверить правдивость его слов: бросить снежком Оленушке в окно и посмотреть, что будет. Братья так и делают. Оленушка открывает окошко и спускает из него длинное белое полотно.

    Братья, убедившись в том, что Алеша не солгал, приказывают сестре надеть чёрное платье: они хотят отвезти Оленушку в поле и там отрубить ей голову. Узнав об этом, сестра говорит Петровичам-Збродовичам, что жена старшего из них живёт с богатырём Добрынюшкой, а младшего - с Переметушкой. Братья не верят этим обвинениям и везут Оленушку в поле. Но тут появляется Алеша Попович. Он увозит Олену Петровну к венцу, а братьям напоследок бросает то же самое обвинение касательно их жён, Добрынюшки и Переметушки.

    Пересказала

    Русская народная былина "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"

    Жанр: былина киевского цикла

    Главные герои былины "Алеша Попович и Тугарин Змеевич" и их характеристика

    1. Алеша Попович. Сын соборного попа, хитрый и расчетливый, молодой и горячий, на слова остер, на расправу скор.
    2. Тугарин Змеевич. Басурман, огромный, с хорошим аппетитом, молодой и красивый. Летает на коне с крыльями бумажными.
    3. Князь Владимир. Несчастный, обманутый, доброжелательный, благодарный.
    4. Княгиня Апраксеевна. Легкомысленная, ветреная.
    План пересказа былины "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"
    1. Ростовские богатыри
    2. Камень на распутье
    3. Княжеский двор
    4. Появление Тугарина
    5. Первое оскорбление Алеши Поповича
    6. Лебедь и княгиня
    7. Второе оскорбление Алеши Поповича
    8. Бросок кинжала
    9. Вызов
    10. Пари княжеское
    11. Молитва о дождике
    12. Встреча с Тугариным
    13. Военная хитрость
    14. Голова Тугарина
    15. Служба князю.
    Кратчайшее содержание былины "Алеша Попович и Тугарин Змеевич" для читательского дневника в 6 предложений
    1. Поехал Алеша Попович в Киев-град к князю Владимиру с товарищем своим Якимом Ивановичем.
    2. Увидел как ведет себя за столом Тугарин, обозвал его дураком и болваном
    3. Метнул Тугарин в Алешу кинжал, да уклонился богатырь, вызвал Тугарина на поединок
    4. Ставки ставить начали князья и бояре, а Тугарин на коня сел и на крыльях полетел.
    5. Помолился Алеша о дожде и намочил дождь крылья бумажные, упал Тугарин на землю
    6. Срубил Алеша голову басурманскую, да в Киев отвез.
    Главная мысль былины "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"
    Если нельзя победить врага грубой силой, то надо проявить хитрость и смекалку.

    Чему учит былина "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"
    Эта былина учит Родину защищать, учит тому, что гость в доме должен вести себя как гость, учит заступаться за слабых. Учит былина патриотизму, любви к Родине, ненависти к врагам своего народа.

    Отзыв на былину "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"
    Мне понравилась эта былина и даже немного позабавила. Княгиня Апраксеевна в ней оказывается не совсем верной женой, увлеченной молодым басурманом, а Алеша стыдит и ее и всех сидящих за столом бояр и князей. Он понимает, что шансы против Тугарина у него маленькие и хитростью побеждает его. Не зря Алеша Попович считается самым хитрым и умным русским богатырем.

    Пословицы к былине "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"
    На всякого мудреца довольно простоты.
    Русский молодец - всем басурманам конец.
    Смекалка на войне помогает вдвойне.
    На бога надейся, да и сам не плошай.

    Краткое содержание, краткий пересказ былины "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"
    Однажды, из города Ростов, отправились в путь два богатыря - Алеша Попович и его товарищ Яким Иванович.
    В поле все было тихо. Доехали богатыри до развилки. Одна дорога на Чернигов вела, вторая на Муром, ну а третья - на Киев. И решил Алеша Попович путь держать на Киев.
    Приехали богатыри в Киев, приветствует их князь Владимир, о роде-племени расспрашивает. Проводит в палаты, на любое место усаживает. Сели богатыри в уголок.
    И видит Алеша Попович, заносят в зал Тугарина на доске золотой. А садится Тугарин рядом с княгиней Апраксеевной и ест за десятерых, нечестно. По ковриге хлеба за раз в рот отправляет, ведром вина запивает.
    Не по нраву это пришло Алешеньке. Молвил он слово, что была у отца его собака, все под столами кости собирала, пока не подавилась, да не выкинули ее под гору.
    Рассердился Тугарин, но тут лебедя повара внесли, и Тугарин его целиком заглотил.
    Еще пуще обиделся Алешенька. Говорит, болван и дурак за столом сидит, нечестно ест. Вот была у отца Алеши корова старая, да чан браги выпила и лопнула.
    Не стерпел оскорбления Тугарин. Метнул кинжал в Алешу, да тот легко отклонился. Подает ему кинжал Яким, спрашивает сам он будет его назад кидать, или как.
    А Алеша Попович отвечает, что кидать за столом не станет. Вызывает Тугарина в чистое поле, на бой смертный. И стали тут князья и бояре спорить, кто кого победит, да залоги богатые ставить. И все на Тугарина ставят.
    Совсем осерчал Тугарин, из-за стола выскочил, на коня вскочил, да на крыльях бумажных полетел.
    А княгиня Апраксеевна вскочила, да давай Алешу ругать, деревенщиной обзывать.
    Но Алеша не стал ее слушать, а поехал к Сафат-реке и там шатер разбил. Стал о дожде молится и молитва его была услышана.
    Дождь пошел, крылья Тугарину намочил. Упал Тугарин на землю.
    Взял тогда Алеша саблю острую да поехал биться.
    Увидел его Тугарин, насмехается. Чем, говорит, тебя уничтожить, копьем, конем или огнем?
    А Алеша отвечает, что договаривался один на один биться, а за спиной Тугарина сила немереная. Удивился Тугарин, обернулся, а Алеша подскочил к нему и голову быстренько снес.
    Привез голову в Киев, показывает. Радуется князь Владимир, на службу Алешу приглашает, а княгиня печалится

    Рисунки и иллюстрации к былине "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"

    Loading...Loading...