Преподобный пахомий нерехтский. Смотреть что такое "Пахомий Нерехтский" в других словарях


Память его празднуется 15 мая в день тезоименитства с прп. Пахомием Великим († 348), 5 мая в день обретения мощей, 23 (21?) марта в день преставления и 23 января вместе с Собором Костромских святых.

В начале XIV в. у священника Свято-Николаевской церкви города Владимира Игнатия и жены его Анны родился сын Иаков. Благочестивое настроение царило в семье. Рано отрок привык к чтению Божественного Писания и к посещению Божиих храмов. Особенно любил он монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где почивали мощи св. благоверного вел. князя Александра Невского. После кончины отца своего Иаков поступил туда и принял постриг с наречением ему имени Пахомий. Ему тогда был 21 год. Мать ему не препятствовала. Новоначального инока поручили строгому старцу, который прежде всего научил его полному отречению от своей воли и иноческой сдержанности. Подчинялся он ему беспрекословно. Когда же митрополит Алексий восстановил в окрестностях Владимира древний Царе-Константинов монастырь, он избрал настоятелем его Пахомия (1362). Но затем Пахомий удалился на безмолвие в Костромскую область близ Нерехты и в 2 верстах от этого селения, на урочище Сыпаново, отличавшемся своей красотой, основал другой монастырь. Жители Нерехты приняли его с радостью. Монастыря в этом краю не было. Все пошли крестным ходом в Сыпаново, дружно принялись за работу, и монастырь скоро был закончен. Многие выразили желание туда поступить. Монастырь был общежительным, и главным занятием иноков после молитвы должно было быть земледелие кормиться они должны были своими трудами. Но, помня, что монастырь сооружен был руками мирян, преподобный соорудил для них за стенами его гостиницу, где он принимал их, упокоевал и беседовал с ними.

Раз во время водосвятия 1 августа преподобный исцелил помешанного от запоя, осенив его крестом; больному показалось, что от креста исходит пламя, и он с криком бросился в воду и пробыл там все время водосвятия, молясь со слезами. Разум вернулся к нему. После водосвятия преподобный позвал его, благословил и дал ему просфору.

Скончался прп. Пахомий 21 марта 1384 г. со словами: "В руце Твои, Господи, предаю дух мой!" Несметная толпа народа собралась на его погребение. Святые мощи его. обретенные нетленными в 1675 г., почивали в открытой раке в церкви его упраздненного монастыря, ставшей приходской церковью села Сыпанова.

В 1840 г. заболел иконописец Соколов, работавший над реставрацией Сыпановской церкви. Он понял, что Бог наказывает его за небрежное отношение к работе. Ночью во сне явился ему прп. Пахомий и сказал: "Встань и больше так не делай!" Соколов проснулся исцеленным. По этому видению он написал икону преподобного со свитком в руке, на котором были написаны его слова: "Братие, терпите всякую скорбь и тесноту на месте сем, да обрящете милость Божию!" Икону эту принесли в Нерехту во время холеры 1846 г., и из 300 больных 291 выздоровел. В 1853 г. эпидемия повторилась; один старик, бывший без памяти, вдруг открыл глаза и спросил: "Идет угодник Божий?" В это время святую икону вносили в деревню. Он встал здоровым и сам носил святую икону в крестном ходе из дома в дом. На этот раз умерли лишь врач и его жена, неверующие и смеявшиеся над почитанием святых икон. После молебна прп. Пахомию в 1842 г. прекратился пожар и в 1853 г. - падеж скота. В 1892 г. прп. Пахомий явился крестьянке Елизавете Феодосеевой, больной почками, и велел ей идти в Сыпаново на богомолье. Ей сразу же стало легче, а окончательное исцеление она получила у мощей прп. Пахомия.

Краткое житие преподобного Пахомия Нерехтского

Пре-по-доб-ный Па-хо-мий Нерехт-ский, в ми-ру Яков, ро-дил-ся в се-мье свя-щен-ни-ка во Вла-ди-ми-ре на Клязь-ме. Се-ми лет он был от-дан в уче-ние, по-это-му с дет-ства хо-ро-шо знал Бо-же-ствен-ное Пи-са-ние. Тя-го-тясь су-ет-но-стью тлен-но-го ми-ра, он при-нял по-стриг в Рож-де-ствен-ском Вла-ди-мир-ском мо-на-сты-ре и без-ро-пот-но про-хо-дил в оби-те-ли раз-ные по-слу-ша-ния. Стре-мясь к без-молв-но-му пу-стын-но-му жи-тию, по-движ-ник тай-но оста-вил оби-тель и уда-лил-ся в пре-де-лы Нерехты. Здесь, на реч-ке Гри-ден-ке, на-шел он удоб-ное ме-сто для ино-че-ской жиз-ни - воз-вы-шен-ный по-лу-ост-ров в глу-хом ле-су. Пре-по-доб-ный об-ра-тил-ся к жи-те-лям по-са-да Нерехты с прось-бой по-се-лить-ся и устро-ить оби-тель в ме-стеч-ке Сы-па-но-во Ко-стром-ско-го края. Нерехт-цы с ра-до-стью со-гла-си-лись и при-ня-ли по-силь-ное уча-стие в устрой-стве оби-те-ли. Пре-по-доб-ный Па-хо-мий на-пи-сал об-раз Свя-той Тро-и-цы и с мо-леб-ным пе-ни-ем при-нес его на то ме-сто, где по-ло-жил воз-двиг-нуть храм во имя Свя-той Тро-и-цы. Окон-чив по-стро-е-ние хра-ма, свя-той Па-хо-мий за-нял-ся устро-е-ни-ем по-ряд-ка в но-вой оби-те-ли, ко-то-рая по-сте-пен-но на-се-ля-лась ино-ка-ми. В но-во-устро-ен-ной оби-те-ли ино-ки долж-ны бы-ли са-ми об-ра-ба-ты-вать зем-лю и пи-тать-ся тру-да-ми рук сво-их, в чем свя-той пер-вый по-да-вал при-мер бра-тии. Пре-по-доб-ный скон-чал-ся в 1384 го-ду в глу-бо-кой ста-ро-сти и был по-гре-бен в ос-но-ван-ном им Тро-иц-ком хра-ме. Од-ним из его уче-ни-ков, Ири-нар-хом, бы-ла на-пи-са-на ико-на свя-то-го, поз-же бы-ла устро-е-на гроб-ни-ца для свя-тых мо-щей. Ос-нов-ная па-мять пре-по-доб-но-го Па-хо-мия со-вер-ша-ет-ся 15 мая, в день те-зо-име-нит-ства свя-то-го, 23 мар-та - в день пре-став-ле-ния.

Полное житие преподобного Пахомия Нерехтского

Пре-по-доб-ный Па-хо-мий ро-дил-ся в пер-вой чет-вер-ти XIV ве-ка в го-ро-де Вла-ди-ми-ре на Клязь-ме. Мир-ское имя его бы-ло Иа-ков. Отец Иа-ко-ва был свя-щен-ни-ком в церк-ви свя-ти-те-ля Ни-ко-лая, его имя Иг-на-тий, мать на-зы-ва-лась Ан-на. Оба они бы-ли лю-ди бо-го-бо-яз-нен-ные и да-ли сво-е-му сы-ну бла-го-че-сти-вое вос-пи-та-ние; се-ми лет он был от-дан учить-ся свя-щен-ным кни-гам и, как ско-ро на-вык в Бо-же-ствен-ном Пи-са-нии, на-чал про-яв-лять необы-чай-ное усер-дие к хра-му Бо-жию. Осо-бен-но лю-бил Иа-ков мо-лить-ся в мо-на-сты-ре во имя Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, и в этой слав-ной оби-те-ли он при-нял ино-че-ское по-стри-же-ние с име-нем Па-хо-мия. «И воз-го-ре-лось Ду-хом Свя-тым серд-це его, - го-во-рит древ-ний жиз-не-опи-са-тель пре-по-доб-но-го, - и за-тре-пе-та-ла ду-ша его Бо-же-ствен-ной лю-бо-вью, ибо огонь Бо-же-ствен-ной бла-го-да-ти за-жег ду-шу его, и вос-хо-тел быть ино-ком. - Дух Свя-тый вел его на этот путь».

Отец его то-гда скон-чал-ся, оста-вив Иа-ко-ва 12-лет-ним си-ро-той, а мать не пре-пят-ство-ва-ла сы-ну ис-пол-нить его бла-го-че-сти-вое на-ме-ре-ние и бла-го-сло-ви-ла сы-на на путь ино-че-ства. Но-во-по-стри-жен-ный юно-ша пе-ре-да-ет-ся опыт-но-му стар-цу, стро-го-му и тре-бо-ва-тель-но-му ду-хов-но-му во-ждю, и бес-пре-ко-слов-но под-чи-нил-ся ему: от-ре-ша-ет-ся от сво-ей во-ли и сдер-жи-ва-ет же-ла-ние сво-е-го серд-ца. Про-шло со-рок дней ис-ку-са, и на-сто-я-тель по-сы-ла-ет Па-хо-мия в брат-скую пе-кар-ню. Неуто-ми-мо тру-дит-ся здесь пре-по-доб-ный, ра-бо-тая днем и про-во-дя без сна но-чи, то-мя юную плоть свою.

Так про-шло мно-го вре-ме-ни. Игу-мен мо-на-сты-ря, ви-дя тру-до-лю-бие и сми-ре-ние пре-по-доб-но-го Па-хо-мия, при-во-дит его к свя-то-му , на-мест-ни-ку Мос-ков-ско-го мит-ро-по-ли-та Фе-о-гно-ста, и про-сит по-свя-тить Па-хо-мия в диа-ко-на. Свя-той Алек-сий охот-но ис-пол-ня-ет это. И в сане диа-ко-на пре-по-доб-ный про-жил в Рож-де-ствен-ском мо-на-сты-ре мно-го лет, око-ло де-ся-ти, а за-тем сде-лал-ся на-сто-я-те-лем Ца-ре-Кон-стан-ти-нов-ской оби-те-ли близ го-ро-да Вла-ди-ми-ра. Свя-ти-тель Алек-сий, вос-ста-но-вив древ-нюю оби-тель во имя рав-ноап-о-столь-но-го ца-ря Кон-стан-ти-на, не на-шел для нее бо-лее под-хо-дя-ще-го игу-ме-на, чем пре-по-доб-ный Па-хо-мий, доб-ро-де-те-ли ко-то-ро-го дав-но знал он. При-быв в 1362 го-ду во Вла-ди-мир, чтобы осмот-реть вос-со-здан-ную оби-тель, свя-ти-тель Алек-сий по-ста-вил Па-хо-мия ее на-чаль-ни-ком.

Несколь-ко лет управ-лял пре-по-доб-ный оби-те-лью, уста-и-вая в ней по-ря-док жиз-ни, на-зи-дая бра-тию сло-вом и при-ме-ром. Но за-тем «Бо-жия бла-го-дать при-шла на него», и яви-лось у него же-ла-ние пе-ре-не-сти свои по-дви-ги на ме-сто, где еще не си-я-ли све-том бла-го-че-стия хри-сти-ан-ские по-движ-ни-ки. Но-чью, тай-но от бра-тии, остав-ля-ет пре-по-доб-ный Па-хо-мий Ца-ре-Кон-стан-ти-нов-скую оби-тель и уда-ля-ет-ся в ко-стром-ские пре-де-лы, на ме-сто, ко-то-рое на-зы-ва-лось Нерехта. С собою при-нес по-движ-ник из иму-ще-ства толь-ко две кни-ги: «Пра-виль-ную кни-жи-цу» и Псал-тирь.

Нерехта упо-ми-на-ет-ся пер-вый раз в 1214 го-ду, и в по-ло-вине XIV ве-ка она пред-став-ля-ла со-бой, ве-ро-ят-но, зна-чи-тель-ное про-мыш-лен-ное се-ле-ние. В Нерехте Па-хо-мий оста-но-вил-ся на несколь-ко дней у од-но-го стран-но-при-им-но-го му-жа и в это вре-мя ис-кал ме-ста, удоб-но-го для со-зда-ния но-вой оби-те-ли. Та-кое ме-сто на-шел пре-по-доб-ный в двух вер-стах от се-ле-ния на во-сток: оно от-ли-ча-лось кра-со-той, бы-ло воз-вы-шен-но и по-рос-ло ле-сом: во-круг него про-те-ка-ло две ре-ки - Со-ло-ни-ца и ее при-ток, реч-ка Гри-дев-ка. Ме-сто пред-став-ля-ло со-бой по-лу-ост-ров и из-древ-ле на-зы-ва-лось Сы-па-но-во го-ро-ди-ще, Сы-па-но-ва го-ра или про-сто Сы-па-но-во. Пле-нен-ный кра-со-тою Сы-па-но-ва, по-движ-ник про-сил жи-те-лей Нерехты усту-пить ему по-лу-ост-ров, на ко-то-ром мож-но бы бы-ло по-ста-вить мо-на-стырь, и зем-лю для об-за-ве-де-ния мо-на-стыр-ско-го хо-зяй-ства. С ра-до-стью со-гла-си-лись ис-пол-нить прось-бу нерехт-чане, ко-то-рым бы-ло очень при-ят-но по-се-ле-ние у них свя-то-го, и усерд-но по-мо-га-ли пре-по-доб-но-му Па-хо-мию в устро-е-нии ме-ста для оби-те-ли: ру-би-ли лес, рас-чи-ща-ли зем-лю, по-ста-ви-ли ма-лую кел-лию са-мо-му по-движ-ни-ку. Пре-по-доб-ный на свои и на со-бран-ные с на-ро-да сред-ства на-пи-сал об-раз Жи-во-на-чаль-ной Тро-и-цы и с крест-ным хо-дом, со-про-вож-да-е-мый тол-пою на-ро-да, при-нес об-раз на Сы-па-но-во. На ме-сте ос-но-ва-ния хра-ма об-раз был по-став-лен и от-пет мо-ле-бен. Разо-шел-ся на-род по до-мам, а пре-по-доб-ный в сво-ей кел-лии мо-лил-ся Бо-гу, бла-го-да-рил Его за успеш-ное на-ча-тие де-ла и ска-зал: «Здесь по-кой мой; здесь я все-люсь и ста-ну жить, и пусть бу-дет то, что угод-но Бо-гу».

Жи-те-ли Нерехты с боль-шой охо-тою еже-днев-но при-хо-ди-ли к пре-по-доб-но-му Па-хо-мию и по-мо-га-ли ему в тру-дах устро-е-ния мо-на-сты-ря. Пре-по-доб-ный усерд-но тру-дил-ся с при-хо-див-ши-ми ми-ря-на-ми, бла-го-да-рил жерт-во-ва-те-лей. При-мер нерехт-чан на-шел под-ра-жа-те-лей сре-ди окрест-ных жи-те-лей, ко-то-рые так-же тру-ди-лись с Па-хо-ми-ем. По-яви-лись же-ла-ю-щие со-жи-тель-ство-вать по-движ-ни-ку в его пу-сты-ни; он с ра-до-стью по-стри-гал их в ино-че-ский об-раз и при-ни-мал как ча-до-лю-би-вый отец. Все бы-ло при-го-тов-ле-но к от-кры-тию Тро-иц-ко-Сы-па-но-вой оби-те-ли.

То-гда пре-по-доб-ный Па-хо-мий от-пра-вил-ся с од-ним из бра-тий в Моск-ву и про-сил у мит-ро-по-ли-та Алек-сия бла-го-сло-ве-ние на по-стро-е-ние хра-ма в оби-те-ли. Свя-ти-тель с ра-до-стью при-нял по-движ-ни-ка, дав-но ему зна-ко-мо-го, вел с ним ду-ше-по-лез-ную бе-се-ду, без за-мед-ле-ния дал бла-го-сло-вен-ную гра-мо-ту и ан-ти-минс. По воз-вра-ще-нии из Моск-вы пре-по-доб-ный еще рев-ност-нее спе-шил окон-чить Тро-иц-кий храм, еще усерд-нее ра-бо-та-ли с ним нерехт-чане и окрест-ные жи-те-ли. Вско-ре храм был го-тов, укра-шен ико-на-ми, снаб-жен кни-га-ми и тор-же-ствен-но освя-щен при уча-стии бли-жай-ше-го ду-хо-вен-ства и при сте-че-нии мно-же-ства на-ро-да.

Окон-чив храм, пре-по-доб-ный Па-хо-мий за-бот-ли-во устра-и-ва-ет мо-на-стырь. Бра-тия и мно-гие по-се-ти-те-ли оби-те-ли ста-вят брат-ские кел-лии. Мо-на-стырь об-но-сят сте-ною. Для про-пи-та-ния бра-тии за-во-дит-ся хле-бо-па-ше-ство: вы-ру-ба-ет-ся окрест-ный лес, вы-жи-га-ет-ся за-росль и по-яв-ля-ют-ся по-ля, за-се-ян-ные ро-жью, жи-том и ов-сом. Все это де-лал пре-по-доб-ный за-тем, чтобы бра-тия не бы-ли празд-ны-ми и пи-та-лись от сво-их тру-дов, а не од-ни-ми при-но-ше-ни-я-ми мир-ских лю-дей. Это-го ма-ло. Пом-ня, что мо-на-стырь устро-ил-ся на по-жерт-во-ва-ния ми-рян и да-же при их тру-до-вом со-дей-ствии, пре-по-доб-ный Па-хо-мий по-ста-вил за мо-на-стыр-ской сте-ною го-сти-ни-цу для «го-стей», то есть при-хо-дя-щих в оби-тель бо-го-моль-цев. Ис-пол-няя долг го-сте-при-им-ства, по-движ-ник кор-мил при-шель-цев мо-на-стыр-ским хле-бом и сам с бра-ти-ей вку-шал вме-сте с ни-ми тра-пе-зу. Вме-сте с внеш-ним шло и внут-рен-нее устро-е-ние Па-хо-ми-е-вой оби-те-ли. По-движ-ник дал ей стро-гий об-ще-жи-тель-ный устав, опре-де-лил мо-на-стыр-ские долж-но-сти: ке-ла-ря, каз-на-чея, чте-ца, пев-ца и ек-кле-си-ар-ха. В кон-це кон-цов Нерехт-ский мо-на-стырь стал от-ли-чать-ся та-ким по-ряд-ком, что дру-гие мо-на-сты-ри ста-ли ста-вить его в об-ра-зец се-бе. Это вы-зы-ва-ло и бо-лее усерд-ные жерт-вы окрест-ных хри-сто-люб-цев: они да-ва-ли свя-то-му на стро-е-ние мо-на-сты-ря, каж-дый от сво-е-го име-ния, кто сколь-ко мог. Один за-жи-точ-ный нерехт-ча-нин по-жерт-во-вал мо-на-сты-рю два ко-ло-ко-ла, тре-тий устро-ил по-движ-ник на соб-ствен-ные сред-ства.

В тру-дах и за-бо-тах о сво-ей оби-те-ли, в мо-лит-вен-ных по-дви-гах и по-пе-че-нии о спа-се-нии ду-ши сво-ей со-ста-рил-ся пре-по-доб-ный Па-хо-мий, за-не-мог и по-чув-ство-вал при-бли-же-ние кон-чи-ны. Ино-кам, окру-жив-шим одр, он ска-зал про-щаль-ное на-став-ле-ние: «Бра-тия! - на-чал по-движ-ник, - ныне от-хо-жу от вас и вру-чаю вас всех Пре-свя-той Тро-и-це и Пре-чи-стой Бо-го-ро-ди-це. А вы вы-бе-ри-те вме-сто ме-ня, ко-го хо-ти-те, на-сто-я-те-лем».

В от-вет бра-тия за-пла-ка-ли и еди-но-глас-но ска-за-ли уми-ра-ю-ще-му стар-цу: «Отец наш и пас-тырь! Не луч-ше ли и нам быть по-гре-бен-ным с то-бою, чем здесь оста-вать-ся без те-бя!»

Пре-по-доб-ный уте-шил ино-ков, со-ве-то-вал им на-деть-ся на Бо-га и вы-брал им в игу-ме-ны на свое ме-сто Фе-о-до-ра, по-стри-же-ни-ка Вла-ди-мир-ско-го Рож-де-ствен-ско-го мо-на-сты-ря, от-ту-да при-шед-ше-го в Сы-па-нов-скую пу-стынь. И мно-го свя-той по-учал бра-тию и на-став-лял на путь спа-се-ния, как со-блю-дать чин и устав мо-на-сты-ря, а в за-клю-че-ние при-ба-вил: «Бра-тия! Тер-пи-те на-хо-дя-щие на вас скор-би и бе-ды на сем ме-сте, да об-ря-ще-те бла-го-дать Бо-жию». По-сле то-го пре-по-доб-ный ис-про-сил у бра-тии про-ще-ние, дал им по-след-нее бла-го-сло-ве-ние и от-пу-стил с ми-ром по кел-ли-ям. 21 мар-та он при-об-щил-ся Свя-тых Та-ин, взи-рая на ико-ны, про-воз-гла-сил: «Гос-по-ди! В ру-це Твои пре-даю дух мой», - и скон-чал-ся. Это бы-ло в 1384 го-ду.

По-гре-бе-ние остан-ков угод-ни-ка Бо-жия бы-ло очень тор-же-ствен-но, при боль-шом сте-че-нии на-ро-да. Чест-ные мо-щи пре-по-доб-но-го по-ло-же-ны бы-ли по пра-вую сто-ро-ну ал-та-ря Тро-иц-ко-го со-бо-ра. Ко-гда в Сы-па-но-ве стро-и-ли ка-мен-ную цер-ковь на ме-сте де-ре-вян-ной, 6 мая 1675 го-да они об-ре-те-ны нетлен-ны-ми, но остав-ле-ны под спу-дом. По-том над ни-ми был устро-ен при-дел во имя угод-ни-ка Бо-жия. Те-перь его свя-тые мо-щи по-чи-ва-ют на ле-вой сто-роне Па-хо-ми-ев-ско-го при-де-ла, про-тив се-вер-ных врат ал-та-ря. Кра-си-вая ме-тал-ли-че-ская ра-ка воз-вы-ша-ет-ся над ни-ми, а по-верх ее по-ло-жен об-раз пре-по-доб-но-го Па-хо-мия.

Гос-подь Бог про-сла-вил Сво-е-го угод-ни-ка да-ром чу-до-тво-ре-ний как при жиз-ни его, так и по смер-ти.

В Нерехте во дни пре-по-доб-но-го Па-хо-мия про-жи-вал че-ло-век, пре-дан-ный неуме-рен-но-му пьян-ству. От ви-на он ли-шил-ся рас-суд-ка, бес-но-вал-ся и го-во-рил бес-смыс-ли-цу. Мно-го за-бо-ти-лись о нем род-ные, же-лая ис-це-лить его от бо-лез-ни, но на-прас-но. 1 ав-гу-ста, во вре-мя освя-ще-ния во-ды, ко-гда пре-по-доб-ный шел на реч-ку Гри-дев-ку, род-ствен-ни-ки ве-ли несчаст-но-го в мо-на-стырь. Оста-но-вив крест-ный ход, по-движ-ник ве-лел при-ве-сти боль-но-го к иор-да-ни, где про-ис-хо-ди-ло во-до-освя-ще-ние, и осе-нил его кре-стом. Безум-ный бро-сил-ся в во-ду и кри-чал: «Ах, как боль-но мне: ста-рец опа-лил ме-ня ог-нем». При этом он оста-вал-ся в реч-ке, ко-то-рая неглу-бо-ка, пла-кал и мо-лил-ся на ико-ны; рас-су-док вер-нул-ся к нему. Ис-це-лен-ный по-том рас-ска-зы-вал, что из кре-ста вы-шел огонь, ко-то-рый опа-лил его. По-сле ли-тур-гии Па-хо-мий дал ис-це-лен-но-му просфо-ру, и он на-все-гда из-ба-вил-ся от сво-ей бо-лез-ни.

Инок Ири-нарх, по-се-лив-ший-ся в мо-на-сты-ре при жиз-ни пре-по-доб-но-го и мно-го по-мо-гав-ший ему в устро-е-нии оби-те-ли, был ис-кус-ным жи-во-пис-цем. Через два го-да по-сле кон-чи-ны свя-то-го на-пал на Ири-нар-ха блуд-ный по-мысл и тяж-ко му-чил его. Инок по-ка-ял-ся в сво-ем гре-хе от-кры-то пе-ред всей бра-ти-ей, но и это не по-мог-ло ему. Он по-стил-ся, мо-лил-ся и, на-ко-нец, об-ра-тил-ся к за-ступ-ле-нию пре-по-доб-но-го Па-хо-мия, мо-ги-лу ко-то-ро-го по-се-щал каж-дый день. В од-ну ночь, утом-лен-ный мо-лит-вой и воз-вра-тясь с мо-ги-лы, Ири-нарх за-снул и ви-дит во сне све-то-леп-но-го стар-ца, укра-шен-но-го се-ди-на-ми, име-ю-ще-го дол-гую бо-ро-ду, бе-лую,как снег, и с жез-лом в ру-ке. Ста-рец ска-зал: «Брат Ири-нарх! Так все-гда мо-лись Гос-по-ду Бо-гу и Пре-чи-стой Бо-го-ро-ди-це, Гос-подь по-ми-ло-вал те-бя, не со-гре-шай впредь: вот ис-це-ля-ет те-бя Гос-подь от по-мыс-ла тво-е-го».

При этом чу-до-тво-рец уда-рил ино-ка по ле-во-му бед-ру жез-лом. Ири-нарх в ужа-се вско-чил и ви-дит пе-ред со-бою пре-по-доб-но-го Па-хо-мия, ко-то-рый го-во-рит: «Не бой-ся, ча-до! Ты те-перь ви-дишь ме-ня: на-пи-ши же об-раз по-до-бия мо-е-го, по-то-му что Гос-подь со-при-чис-лил ме-ня к ли-ку пре-по-доб-ных».

Проснув-шись, Ири-нарх рас-ска-зал о сво-ем ви-де-нии игу-ме-ну и бра-тии и в удо-сто-ве-ре-ние по-ка-зал след уда-ра на бед-ре сво-ем. Ис-пол-няя во-лю по-чив-ше-го свя-то-го, Ири-нарх на-пи-сал об-раз его, ко-то-рый сто-ит над гроб-ни-цею и со-хра-ня-ет-ся до-ныне.

В се-ле Ивань-ко-ве близ Ко-стро-мы в кон-це XVIII и на-ча-ле XIX вв. жил по-ме-щик Про-та-сьев. Он дол-го бо-лел гла-за-ми и на-ко-нец ослеп. Несчаст-ный не знал, что де-лать. Но вот яв-ля-ет-ся ему во сне ста-рец и со-ве-ту-ет по-мо-лить-ся пре-по-доб-но-му Па-хо-мию. Меж-ду тем Про-та-сьев и не знал, где ле-жат его мо-щи. Один зна-ко-мый ему ска-зал, что пре-по-доб-ный Па-хо-мий ле-жит в Сы-па-но-ве, и боль-ной с ра-до-стью и на-деж-дой явил-ся ту-да. Це-лый день го-ря-чо мо-лил-ся Про-та-сьев у ра-ки пре-по-доб-но-го и со-вер-шен-но про-зрел. В бла-го-дар-ность за ис-це-ле-ние свое он сде-лал се-реб-ря-ную ри-зу на гро-бо-вую ико-ну пре-по-доб-но-го.

В 1811 го-ду в церк-ви Сы-па-но-ва ра-бо-та-ли жи-во-пис-цы. Один из них, Со-ко-лов, ра-бо-тал в ку-по-ле, но так ле-ни-во, что свя-щен-ник хо-тел уда-лить его. Вне-зап-но Со-ко-лов тяж-ко за-не-мог, за-бо-ле-ла и его се-мья. Чув-ствуя при-бли-же-ние смер-ти, жи-во-пи-сец рас-ка-ял-ся в небреж-но-сти сво-ей. То-гда явил-ся ему во сне пре-по-доб-ный Па-хо-мий и го-во-рит: «Вста-вай и впредь так не де-лай». Яв-ле-ние так силь-но по-дей-ство-ва-ло на Со-ко-ло-ва, что, ско-ро вы-здо-ро-вев, он с усер-ди-ем при-нял-ся за ра-бо-ту и пре-крас-но ис-пол-нил стен-ную жи-во-пись.

Рас-ска-зы-ва-ют, что пре-по-доб-ный Па-хо-мий еще раз явил-ся жи-во-пис-цу пе-ред тем, как пи-сать ему на стене изо-бра-же-ние угод-ни-ка Бо-жия. Про-бу-див-шись, Со-ко-лов немед-лен-но взял-ся за кисть, чтобы не за-быть чер-ты ли-ца пре-по-доб-но-го Па-хо-мия.

В 1843 и 1892 гг. жи-те-ли Сы-па-но-ва бы-ли чу-дес-но из-бав-ле-ны пред-ста-тель-ством пре-по-доб-но-го от по-жа-ра. Но осо-бен-но па-мят-на для нерехт-чан и все-го Нерехт-ско-го края по-мощь угод-ни-ка Бо-жия во вре-мя хо-лер-ных эпи-де-мий 1848 и 1853 гг.

С вес-ны 1848 го-да хо-ле-ра силь-но рас-про-стра-ни-лась по Ко-стром-ской гу-бер-нии. В Нерехте на-ча-лась она в мае и ско-ро пре-вра-ти-лась в мор. При-хо-жане се-ла Сы-па-но-ва об-ра-ти-лись с мо-лит-вой к пре-по-доб-но-му Па-хо-мию, и он из-ба-вил их от смер-то-нос-ной яз-вы. Ко-гда со-вер-ша-ли крест-ный ход по се-лу и де-рев-ням при-хо-да, бо-лезнь немед-лен-но пре-кра-ща-лась; от-ча-ян-ные боль-ные немед-лен-но вы-здо-рав-ли-ва-ли. В Нерехту ико-на пре-по-доб-но-го при-не-се-на бы-ла в са-мый раз-гар эпи-де-мии и оста-ва-лась де-сять дней, и там очень ма-ло умер-ло из за-болев-ших, - все-го 9 че-ло-век из 300. Но-си-ли ико-ну чу-до-твор-ца и по со-сед-ним се-ле-ни-ям и де-рев-ням.

Через пять лет по-вто-ри-лись по-доб-ные яв-ле-ния ми-ло-сти Бо-жи-ей по мо-лит-вам пре-по-доб-но-го Па-хо-мия. В од-ной де-ревне был тяж-ко бо-лен хо-ле-рой ста-рик. Без чувств ле-жал он, и род-ные жда-ли его смер-ти. Вдруг он вздрог-нул и спро-сил: «Несут ли угод-ни-ка?» Ему ска-за-ли, что с об-ра-зом уже вхо-дят в де-рев-ню. Боль-ной тот-час же встал, по-шел на-встре-чу иконе и но-сил ее по до-мам де-рев-ни со-вер-шен-но здо-ро-вый. Так на-граж-де-на бы-ла ве-ра в по-мощь угод-ни-ка Бо-жия. За-то неве-рие на-ка-зы-ва-лось. Один врач и же-на его сме-я-лись над при-вер-жен-но-стью пра-во-слав-ных к ико-нам и на-бож-но-стью на-ро-да. В тот же день за-бо-ле-ли они хо-ле-рой и в страш-ных му-че-ни-ях скон-ча-лись.

В 1866 го-ду по мо-лит-вам пре-по-доб-но-го Па-хо-мия пре-кра-тил-ся в Сы-па-но-ве па-деж ско-та.

К 1892 го-ду со-вер-ши-лось чу-до над кре-стьян-кой Ели-за-ве-той Фе-до-се-е-вой. Око-ло двух лет у нее бы-ла нестер-пи-мая ло-мо-та в но-гах и по-яс-ни-це; боль-ная сна-ча-ла еле хо-ди-ла, по-том бо-лее по-лу-го-да по-чти не вста-ва-ла. Мно-го ле-чи-лась она у вра-чей, но ни-че-го не по-мо-га-ло. Ча-сто мо-ли-лась она, про-ся Гос-по-да вра-зу-мить ее, ку-да ей ид-ти на бо-го-мо-лье, чтобы по-лу-чить ис-це-ле-ние. Мо-лит-ва ее бы-ла услы-ша-на.

«Во сне яс-но уви-да-ла я, — рас-ска-зы-ва-ла сы-па-нов-ско-му свя-щен-ни-ку Ели-за-ве-та, — буд-то мо-люсь в Па-хо-ми-ев день, 15 мая, вот здесь у Тро-и-цы, стою же я в огра-де, так как на-ро-да бы-ло мно-же-ство, а ко-гда по-шли крест-ным хо-дом, от ико-ны пре-по-доб-но-го Па-хо-мия ис-хо-ди-ло необык-но-вен-ное си-я-ние. Пре-по-доб-ный мне в эту же ночь явил-ся в том ви-де, как на-пи-сан на иконе, и ве-лел схо-дить по-мо-лить-ся об ис-це-ле-нии пе-ред его мо-ща-ми. Как толь-ко я про-бу-ди-лась, тот-час же да-ла обе-ща-ние схо-дить в Сы-па-но-во к пре-по-доб-но-му и от-слу-жить мо-ле-бен; с это-го же дня вы-здо-ров-ле-ние мое пошло быст-ро, и вот я со-вер-шен-но здо-ро-ва. Не знаю, как и бла-го-да-рить угод-ни-ка».

Бла-го-да-ря мно-го-чис-лен-ным чу-до-тво-ре-ни-ям мест-ное по-чи-та-ние пре-по-доб-но-го в его оби-те-ли на-ча-лось вско-ре по-сле его кон-чи-ны, как это вид-но из чу-да с Ири-нар-хом. По-сле об-ре-те-ния мо-щей пре-по-доб-но-го Па-хо-мия (в 1675 го-ду) по-чи-та-ние его, есте-ствен-но, уси-ли-ва-ет-ся: устра-и-ва-ет-ся при-дел во имя его в од-ну связь с Тро-иц-кой цер-ко-вью и ка-мен-ная гроб-ни-ца над мо-ща-ми. Два-жды в год мест-но празд-ну-ет-ся па-мять угод-ни-ка Бо-жия: 21 мар-та/3 ап-ре-ля - в день кон-чи-ны, и 15/28 мая - в день его Ан-ге-ла. То-гда бы-ва-ет боль-шое сте-че-ние бо-го-моль-цев к при-ход-ской Тро-и-це-Сы-па-нов-ской церк-ви, сто-я-щей на ме-сте за-кры-то-го в 1764 го-ду мо-на-сты-ря.

Обитель во имя , и расцвел, как пальма, и был примером духовного утешения. Потому, преподбный Пахомий, моли Пресвятую Троицу о спасении наших душ.

Кондак преподобному Пахомию Нерехтскому

В пусты́ни безмо́лвствуя,/ еди́нствующу тя, Богоно́се, взыску́ющу ти Го́спода,/ Бо́гу же тебе́ не оста́вльшу еди́ному бы́ти в пусты́ни,/ и Того́ повеле́нием снидо́шася к тебе́ неколи́ко бра́тии,/ с ни́миже ти моля́щуся Го́сподеви,/ Тро́ице прече́стен храм воздви́же,/ в не́мже предстоя́ще, преподо́бне Пахо́мие,// моли́ся о спасе́нии душ на́ших.

Перевод: В пустыни безмолвствуя в одиночестве, ты искал Господа, Бог же не оставил тебя одного в пустыни, и по Его повелению пришли к тебе несколько братьев, с ними же молясь Господу, ты воздвиг почитаемый храм Троице, в нем же предстоя, преподобный Пахомий, молись о спасении наших душ.

Пахомий Нерехтский, преподобный

Преподобный Пахомий родился в первой четверти XIV века в городе Владимире на Клязьме. Мирское имя его было Иаков. Отец Иакова был священником в церкви святителя Николая, его имя Игнатий, мать называлась Анна. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божественном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию. Особенно любил Иаков молиться в монастыре во имя Рождества Пресвятой Богородицы, и в этой славной обители он принял иноческое пострижение с именем Пахомия. «И возгорелось Духом Святым сердце его, - говорит древний жизнеописатель преподобного, - и затрепетала душа его Божественной любовью, ибо огонь Божественной благодати зажег душу его, и восхотел быть иноком. - Дух Святый вел его на этот путь».

Отец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не препятствовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила сына на путь иночества. Новопостриженный юноша передается опытному старцу, строгому и требовательному духовному вождю, и беспрекословно подчинился ему: отрешается от своей воли и сдерживает желание своего сердца. Прошло сорок дней искуса, и настоятель посылает Пахомия в братскую пекарню. Неутомимо трудится здесь преподобный, работая днем и проводя без сна ночи, томя юную плоть свою.

Так прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, приводит его к святому Алексию, наместнику Московского митрополита Феогноста, и просит посвятить Пахомия в диакона. Святой Алексий охотно исполняет это. И в сане диакона преподобный прожил в Рождественском монастыре много лет, около десяти, а затем сделался настоятелем Царе-Константиновской обители близ города Владимира. Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царя Константина, не нашел для нее более подходящего игумена, чем преподобный Пахомий, добродетели которого давно знал он. Прибыв в 1362 году во Владимир, чтобы осмотреть воссозданную обитель, святитель Алексий поставил Пахомия ее начальником.

Несколько лет управлял преподобный обителью, устраивая в ней порядок жизни, назидая братию словом и примером. Но затем «Божия благодать пришла на него», и явилось у него желание перенести свои подвиги на место, где еще не сияли светом благочестия христианские подвижники. Ночью, тайно от братии оставляет преподобный Пахомий Царе-Константиновскую обитель и удаляется в Костромские пределы, на место, которое называлось Нерехта.

С собою принес подвижник из имущества только две книги: «правильную книжицу» и Псалтирь.

Нерехта упоминается первый раз в 1214 году, и в половине XIV века она представляла собой, вероятно, значительное промышленное селение. В Нерехте Пахомий остановился на несколько дней у одного странноприимного мужа и в это время искал места, удобного для создания новой обители. Такое место нашел преподобный в двух верстах от селения на восток: оно отличалось красотой, было возвышенно и поросло лесом: вокруг него протекало две реки - Солоница и ее приток, речка Гридевка. Место представляло собой полуостров и издревле называлось Сыпаново городище, Сыпанова гора или просто Сыпаново. Плененный красотою Сыпанова, подвижник просил жителей Нерехты уступить ему полуостров, на котором можно бы было поставить монастырь, и землю для обзаведения монастырского хозяйства. С радостью согласились исполнить просьбу нерехтчане, которым было очень приятно поселение у них святого, и усердно помогали преподобному Пахомию в устроении места для обители: рубили лес, расчищали землю, поставили малую келлию самому подвижнику. Преподобный на свои и на собранные с народа средства написал образ Живоначальной Троицы и с крестным ходом, сопровождаемый толпою народа, принес образ на Сыпаново. На месте основания храма образ был поставлен и отпет молебен. Разошелся народ по домам, а преподобный в своей келлии молился Богу, благодарил Его за успешное начатие дела и сказал: «Здесь покой мой; здесь я вселюсь и стану жить, и пусть будет то, что угодно Богу».

Жители Нерехты с большой охотою ежедневно приходили к преподобному Пахомию и помогали ему в трудах устроения монастыря. Преподобный усердно трудился с приходившими мирянами, благодарил жертвователей. Пример нерехтчан нашел подражателей среди окрестных жителей, которые также трудились с Пахомием. Появились желающие сожительствовать подвижнику в его пустыни; он с радостью постригал их в иноческий образ и принимал, как чадолюбивый отец. Все было приготовлено к открытию Троицко-Сыпановой обители.

Тогда преподобный Пахомий отправился с одним из братий в Москву и просил у митрополита Алексия благословение на построение храма в обители. Святитель с радостью принял подвижника, давно ему знакомого, вел с ним душеполезную беседу, без замедления дал благословенную грамоту и антиминс. По возвращении из Москвы преподобный еще ревностнее спешил окончить Троицкий храм, еще усерднее работали с ним нерехтчане и окрестные жители. Вскоре храм был готов, украшен иконами, снабжен книгами и торжественно освящен при участии ближайшего духовенства и при стечении множества народа.

Окончив храм, преподобный Пахомий заботливо устраивает монастырь. Братия и многие посетители обители ставят братские келлии. Монастырь обносят стеною. Для пропитания братии заводится хлебопашество: вырубается окрестный лес, выжигается заросль и появляются поля, засеянные рожью, житом и овсом. Все это делал преподобный затем, чтобы братия не были праздными и питались от своих трудов, а не одними приношениями мирских людей. Этого мало. Помня, что монастырь устроился на пожертвования мирян и даже при их трудовом содействии, преподобный Пахомий поставил за монастырской стеною гостиницу для «гостей», то есть приходящих в обитель богомольцев. Исполняя долг гостеприимства, подвижник кормил пришельцев монастырским хлебом и сам с братией вкушал вместе с ними трапезу. Вместе с внешним шло и внутреннее устроение Пахомиевой обители. Подвижник дал ей строгий общежительный устав, определил монастырские должности: келаря, казначея, чтеца, певца и екклесиарха. В конце концов Нерехтский монастырь стал отличаться таким порядком, что другие монастыри стали ставить его в образец себе. Это вызывало и более усердные жертвы окрестных христолюбцев: они давали святому на строение монастыря, каждый от своего имения, кто сколько мог. Один зажиточный нерехтчанин пожертвовал монастырю два колокола, третий устроил подвижник на собственные средства.

В трудах и заботах о своей обители, в молитвенных подвигах и попечении о спасении души своей состарился преподобный Пахомий, занемог и почувствовал приближение кончины. Инокам, окружившим одр, он сказал прощальное наставление: «Братия! - начал подвижник, - ныне отхожу от вас и вручаю вас всех Пресвятой Троице и Пречистой Богородице. А вы выберите вместо меня, кого хотите, настоятелем».

В ответ братия заплакали и единогласно сказали умирающему старцу: «Отец наш и пастырь! Не лучше ли и нам быть погребенным с тобою, чем здесь оставаться без тебя!»

Преподобный утешил иноков, советовал им надеться на Бога и выбрал им в игумены на свое место Феодора, постриженника Владимирского Рождественского монастыря, оттуда пришедшего в Сыпановскую пустынь. И много святой поучал братию и наставлял на путь спасения, как соблюдать чин и устав монастыря, а в заключение прибавил: «Братия! Терпите находящие на вас скорби и беды на сем месте, да обрящете благодать Божию». После того преподобный испросил у братии прощение, дал им последнее благословение и отпустил с миром по келлиям. 21 марта он приобщился Святых Таин, взирая на иконы, провозгласил: «Господи! В руце Твои предаю дух мой», - и скончался. Это было в 1384 году.

Погребение останков угодника Божия было очень торжественно, при большом стечении народа. Честные мощи преподобного положены были по правую сторону алтаря Троицкого собора. Когда в Сыпанове строили каменную церковь на месте деревянной, 6 мая 1675 года они обретены нетленными, но оставлены под спудом. Потом над ними был устроен придел во имя угодника Божия. Теперь его святые мощи почивают на левой стороне Пахомиевского придела, против северных врат алтаря. Красивая металлическая рака возвышается над ними, а поверх ее положен образ преподобного Пахомия.

Господь Бог прославил Своего угодника даром чудотворений как при жизни его, так и по смерти.

В Нерехте во дни преподобного Пахомия проживал человек, преданный неумеренному пьянству. От вина он лишился рассудка, бесновался и говорил бессмыслицу. Много заботились о нем родные, желая исцелить его от болезни, но напрасно. 1 августа, во время освящения воды, когда преподобный шел на речку Гридевку, родственники вели несчастного в монастырь. Остановив крестный ход, подвижник велел привести больного к иордани, где происходило водоосвящение, и осенил его крестом. Безумный бросился в воду и кричал: «Ах, как больно мне: старец опалил меня огнем». При этом он оставался в речке, которая неглубока, плакал и молился на иконы; рассудок вернулся к нему. Исцеленный потом рассказывал, что из креста вышел огонь, который опалил его. После литургии Пахомий дал исцеленному просфору, и он навсегда избавился от своей болезни.

Инок Иринарх, поселившийся в монастыре при жизни преподобного и много помогавший ему в устроении обители, был искусным живописцем. Через два года после кончины святого напал на Иринарха блудный помысл и тяжко мучил его. Инок покаялся в своем грехе открыто перед всей братией, но и это не помогло ему. Он постился, молился и, наконец, обратился к заступлению преподобного Пахомия, могилу которого посещал каждый день. В одну ночь, утомленный молитвой и возвратясь с могилы, Иринарх заснул и видит во сне светолепного старца, украшенного сединами, имеющего долгую бороду, белую, как снег, и с жезлом в руке. Старец сказал: «Брат Иринарх! Так всегда молись Господу Богу и Пречистой Богородице, Господь помиловал тебя, не согрешай впредь: вот исцеляет тебя Господь от помысла твоего».

При этом чудотворец ударил инока по левому бедру жезлом. Иринарх в ужасе вскочил и видит перед собою преподобного Пахомия, который говорит: «Не бойся, чадо! Ты теперь видишь меня: напиши же образ подобия моего, потому что Господь сопричислил меня к лику преподобных».

Проснувшись, Иринарх рассказал о своем видении игумену и братии и в удостоверение показал след удара на бедре своем. Исполняя волю почившего святого, Иринарх написал образ его, который стоит над гробницею и сохраняется доныне.

В селе Иванькове, близ Костромы, в конце XVIII и начале XIX вв. жил помещик Протасьев. Он долго болел глазами и наконец ослеп. Несчастный не знал, что делать. Но вот является ему во сне старец и советует помолиться преподобному Пахомию. Между тем Протасьев и не знал, где лежат его мощи. Один знакомый ему сказал, что преподобный Пахомий лежит в Сыпанове, и больной с радостью и надеждой явился туда. Целый день горячо молился Протасьев у раки преподобного и совершенно прозрел. В благодарность за исцеление свое он сделал серебряную ризу на гробовую икону преподобного.

В 1811 году в церкви Сыпанова работали живописцы. Один из них, Соколов, работал в куполе, но так лениво, что священник хотел удалить его. Внезапно Соколов тяжко занемог, заболела и его семья. Чувствуя приближение смерти, живописец раскаялся в небрежности своей. Тогда явился ему во сне преподобный Пахомий и говорит: «Вставай и впредь так не делай». Явление так сильно подействовало на Соколова, что, скоро выздоровев, он с усердием принялся за работу и прекрасно исполнил стенную живопись.

Рассказывают, что преподобный Пахомий еще раз явился живописцу перед тем, как писать ему на стене изображение угодника Божия. Пробудившись, Соколов немедленно взялся за кисть, чтобы не забыть черты лица преподобного Пахомия.

В 1843 и 1892 гг. жители Сыпанова были чудесно избавлены предстательством преподобного от пожара. Но особенно памятна для нерехтчан и всего Нерехтского края помощь угодника Божия во время холерных эпидемий 1848 и 1853 гг.

С весны 1848 года холера сильно распространилась по Костромской губернии. В Нерехте началась она в мае и скоро превратилась в мор. Прихожане села Сыпанова обратились с молитвой к преподобному Пахомию, и он избавил их от смертоносной язвы. Когда совершали крестный ход по селу и деревням прихода, болезнь немедленно прекращалась; отчаянные больные немедленно выздоравливали. В Нерехту икона преподобного принесена была в самый разгар эпидемии и оставалась десять дней, и там очень мало умерло из заболевших, - всего 9 человек из 300. Носили икону чудотворца и по соседним селениям и деревням.

Через пять лет повторились подобные явления милости Божией по молитвам преподобного Пахомия. В одной деревне был тяжко болен холерой старик. Без чувств лежал он, и родные ждали его смерти. Вдруг он вздрогнул и спросил: «Несут ли угодника?» Ему сказали, что с образом уже входят в деревню. Больной тотчас же встал, пошел навстречу иконе и носил ее по домам деревни совершенно здоровый. Так награждена была вера в помощь угодника Божия. Зато неверие наказывалось. Один врач и жена его смеялись над приверженностью православных к иконам и набожностью народа. В тот же день заболели они холерой и в страшных мучениях скончались.

В 1866 году по молитвам преподобного Пахомия прекратился в Сыпанове падеж скота.

К 1892 году совершилось чудо над крестьянкой Елизаветой Федосеевой. Около двух лет у нее была нестерпимая ломота в ногах и пояснице; больная сначала еле ходила, потом более полугода почти не вставала. Много лечилась она у врачей, но ничего не помогало. Часто молилась она, прося Господа вразумить ее, куда ей идти на богомолье, чтобы получить исцеление. Молитва ее была услышана.

«Во сне ясно увидала я, - рассказывала сыпановскому священнику Елизавета, - будто молюсь в Пахомиев день, 15 мая, вот здесь у Троицы, стою же я в ограде, так как народа было множество, а когда пошли крестным ходом, от иконы преподобного Пахомия исходило необыкновенное сияние. Преподобный мне в эту же ночь явился в том виде, как написан на иконе, и велел сходить помолиться об исцелении перед его мощами. Как только я пробудилась, тотчас же дала обещание сходить в Сыпаново к преподобному и отслужить молебен; с этого же дня выздоровление мое пошло быстро, и вот я совершенно здорова. Не знаю, как и благодарить угодника».

Благодаря многочисленным чудотворениям местное почитание преподобного в его обители началось вскоре после его кончины, как это видно из чуда с Иринархом. После обретения мощей преподобного Пахомия (в 1675 году) почитание его, естественно, усиливается: устраивается придел во имя его в одну связь с Троицкой церковью и каменная гробница над мощами. Дважды в год местно празднуется память угодника Божия: 21 марта/3 апреля - в день кончины, и 15/28 мая - в день его Ангела. Тогда бывает большое стечение богомольцев к приходской Троице-Сыпановской церкви, стоящей на месте закрытого в 1764 году монастыря.

Из книги Учение и жизнь ранней церкви автора Холл Стюарт Дж.

Пахомий и совместная жизнь Южнее, в том месте, где течение Нила вдруг меняет свое направление, поселились монахи, создавшие первый «Устав». Основателем движения стал Пахомий, бывший воин, обратившийся в христианство. Вначале он жил у престарелого аскета, а потом собрал

Из книги Святые подвижницы Восточной Церкви автора (Гумилевский) Филарет

Св. Пахомий и Исидора Когда св. Пахомий основал в Верхней Фиваиде, в епархии Тентирской, Тавеннское братство, Господу угодно было, чтобы он же был здесь устроителем общежития и для инокинь. Вот как это было: Пахомий оставил в мире сестру. Желание видеть любимого брата и

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

2. Египетское Монашество и прп. Пахомий Великий Напомню, что согласно современным представлениям феномен монашества возник в начале 4 века одновременно и независимо в Египте, Сирии и Палестине. Со стороны внешней это была реакция ревнителей веры на обмирщение Церкви,

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Пахомий Кенский, преподобный Преподобный Пахомий был основатель Спасо-Преображенского Кенского монастыря, который возник не позднее начала XVI столетия, а может быть, и в конце предшествующего века. В 1508 году в Кенской обители принял иноческое пострижение преподобный

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Пахомий Нерехтский, преподобный Преподобный Пахомий, в миру Иаков, родился в благочестивой семье священника св. Николаевской церкви в городе Владимире Игнатия и жены его Анны, и семи лет «отдан бысть учитися священным книгам», а потому из детства «навык Божественному

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

Пахомий, мученик Святой мученик Пахомий родился в Малороссии, носил имя Прокопий и в детстве был взят в плен татарами, которые продали его в рабство одному турку в город Усаки (Филадельфия в Анатолии). В рабстве он прожил 17 лет, снося терпеливо все обиды и поругания.

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Схимонах Пахомий (†1/14 декабря 1890) В миру Пахомий Марков, из крестьян Елецкого уезда Орловской губернии. Поступил в скит в 1878 году 53 лет. Был в скиту несколько времени привратником и вместе с тем мостил иногда камнем дороги. Отличался особенным усердием к послушанию.

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Монах Пахомий (Сабодаш) (†9/22 марта 1908) В миру Петр Игнатьевич Сабодаш. Казак Полтавской губернии Роменского уезда Баумановской волости села Бауманова. Родился 1869 года 21 декабря. Достигнув лет 20, он лишился матери. И так как у родителя его были еще дети младшие и даже

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

§38. Пахомий и монастырская жизнь У нас есть биография святого Пахомия, написанная вскоре после его смерти одним из монахов Табенны, а также отдельные упоминания у Палладия, Иеронима (Regula Pachomii, Latine reddita, Opp. Hieron., ed. Vallarsi, tom, ii, p. 50 sqq.), Руфина, Созомена и др. См. также Tillemont, tom, vii,

Из книги Житие Сергия Радонежского автора Клосс Борис Михайлович

Преподобный Пахомий Нерехтский (+ 1384) Память его празднуется 15 маяв день тезоименитства с прп. Пахомием Великим (+ 348),5 мая в день обретения мощей, 23 марта в день преставления и 23 января вместе с Собором Костромских святыхВ начале XIV в. у священника Свято-Николаевской церкви

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Преподобный Пахомий, Кенский чудотворец (+ 1525) Память его празднуется в первую субботу после Крещения Господня (6 янв.)Прп. Пахомий (род. в 1450 г.) был учеником и сомолитвенником прп. Александра Ошевенского (память его 20 апр.) и вышел из его обители после его смерти. Строгий

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Преподобномученик Пахомий (+ 1730) Память его празднуется 7 мая в день мученической гибелиСв. Пахомий, в миру Прокопий, малоросс родом, был взят в плен татарами и продан в рабство туркам. 17 лет прожил он в неволе, кротко перенося все поругания за веру. Наконец хозяин полюбил

Из книги автора

Братья-епископы, Пахомий и Аверкий Архиепископ Пахомий (Кедров) Черниговский был в Соловках с 1927 г… Затем в Май-Губе, куда он прибыль с архиеп. Серафимом Угличским и епископом Иларионом Смоленским. Архиеп. Пахомий один раз вернулся (когда его заменял епископ Дамаскин),

Из книги автора

Глава 2. Пахомий Логофет Сербский писатель–агиограф, выходец с Афона, большую часть жизни однако провел на Руси, где написал большое количество житий святых, похвальных слов и служб. Свою деятельность начал в Новгороде во второй половине 30–х годов XV в. В 1438 г. появился уже

Из книги автора

Монах Пахомий и его добродетели Вчерашний день почил брат ваш Пахомий. Вспомните добродетель сего мужа, как он был молчалив; ведь до самой его смерти никто не знал, что он отлучился от жены и ребенка, но более того, из какой он местности. Также до какой степени он обладал

Из книги автора

ПАХОМИЙ, преподобный Нерехтский основатель Троицкого Сыпанова монастыря, близ Нерехты, родился во Владимире на Клязьме от благочестивых родителей Игнатия и Анны и при крещении назван Иаковом. Отец его был священником при церкви Николая чудотворца. Он научил сына

Преподобный Пахомий Нерехтский - основатель монастыря.

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь был основан во второй половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мирское имя – Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано – в 12 лет – во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский. Через несколько лет митрополичий наместник Алексий рукоположил его в сан диакона. После того как Алексий стал в 1353 году митрополитом Московским, он основал вблизи Владимира монастырь во имя святых Константина и Елены, чьим настоятелем он поставил преподобного Пахомия. Через какое-то время подвижник решает уйти в пустыню и там основать новую обитель. Он уходит в костромские пределы, в город Нерехту, в окрестностях которой он нашел подходящее место. Этим местом стало городище у речки Гридевки, как сказано в житии Пахомия, «зовомое от древних человек Сыпаново» (вероятно, в древности на нем находилось языческое святилище). По благословению московского святителя Алексия преподобный Пахомий основал здесь небольшой Троицкий монастырь, бывший одним из самых первых, посвященных Святой Троице после Троице-Сергиева монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским. В житии Пахомия не говорится о его знакомстве с прп. Сергием, но по самому факту посвящения обители мы по праву можем отнести его к числу последователей и учеников великого Радонежского игумена. При помощи местных жителей преподобный Пахомий построил Троицкий храм, кельи и другие строения. Будучи иконописцем, он сам написал храмовую икону Святой Троицы. Преподобный Пахомий скончался 21 марта 1384 года и был погребен возле алтаря построенного им храма.

Первые дни существования.

Вплоть до XVII века все постройки монастыря были деревянными. Основу его ансамбля составляли два храма. Один – посвященный Животворящей Троице, и другой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Большое каменное строительство в обители началось во 2-й половине XVII века при игумене Харалампии (1669-1690). В 1675-1676 годах взамен старого деревянного возвели пятиглавый, бесстолпный, трехапсидный Троицкий собор. При рытье рвов для фундаментов 5 мая 1675 года были обретены мощи основателя монастыря, над местом покоения которых возвели придел во имя преподобного Пахомия. В 1679-1686 годах была построена теплая Покровская церковь, в 1683-1684 годах – шатровая колокольня, в 1676-1689 годах – игуменская и братские кельи, Святые ворота, большая часть ограды, ряд хозяйственных построек. Таким образом, к концу XVII века в обители возник замечательный каменный ансамбль, относящийся к эпохе расцвета самобытного русского зодчества.

В 1764 году, во время монастырской реформы, Троице-Сыпанов монастырь вблизи Нерехты, как и великое множество других русских обителей, был упразднен и обращен в приходскую церковь. Во второй половине XVIII века за ненадобностью часть строений (Покровская церковь, кельи, хозяйственные постройки) были разобрана. От прежнего ансамбля до наших дней дошли лишь Троицкая церковь с колокольней, Святые ворота и часть стен с двумя угловыми башнями. В XVIII-XIX веках Троицкий храм служил приходской церковью, главной святыней которой оставались покоящиеся под спудом мощи преподобного Па хомия. В 1832-1865 годах священником Троицкой церкви служил протоиерей о. Михаил Диев (1794-1866) - крупнейший знаток церковной истории края, ставший первым историком Па-хомиевой пустыни. При нем в 1830-1834 годах старый придел во имя преподобного Пахомия был расширен и перестроен в стиле классицизма по проекту костромского архитектора П. И. Фурсова. В это же время с запада к церкви пристроили обширную трапезу, объединившую храм с колокольней в одно целое.

В конце XIX века в Троицкой церкви служил священником о. Николай Новосельский, ставший достойным продолжателем исторических трудов о. Михаила Диева (опубликованная им большая работа по истории Сыпанова монастыря, и приходской церкви – является подлинной летописью этого места).

Монастырь после октябрьского переворота.

После революции закрытие древнего храма в Сыпанове с его святыней – мощами преподобного Пахомия Нерехтского – являлось только вопросом времени. Однако именно последний период жизни храма отмечен событиями, навсегда вошедшими в историю Костромской епархии.

В 1935 году священником Троицкого храма стал о. Василий Разумов (1879-1937). Только что вышедший из заключения в лагере, он был назначен на приход в селе Троице управляющим Костромской епархией архиепископом Никодимом (Кротковым). После его назначения на службы в Троицкий храм стало ходить не бывало большое количество людей (до этого церковь какое-то время находилась в руках обновленцев, и в неё ходили немногие). В 1936 году, когда власти попытались сбросить колокола с колокольни Троицкой церкви, местные жители во главе с о. Василием не дали совершиться этому преступлению. Архиепископ Костромской и Галичский Никодим очень ценил о. Василия: в 1936 году он дважды посещал село Троицу, в ноябре 1936 года наградил священника наперсным крестом. В ночь с 3 на 4 декабря 1936 года святитель Никодим был арестован в Костроме. Узнав об этом, о. Василий Разумов решился на поразительный по своему мужеству поступок. В течение нескольких месяцев он возглашал на всех службах: «Еще помолимся о заключенном нашем архиепископе Никодиме». С православной точки зрения поминовение любого заключенного является совершенно нормальным делом. Но сам только недавно вышедший из заключения, о. Василий прекрасно сознавал, на что он идет, публично молясь об арестованном святителе. 5 августа 1937 года, сразу после окончания службы, на глазах еще не разошедшихся прихожан он был арестован прямо в храме. Священника о. Василия Разумова расстреляли 21 сентября 1937 года. Святитель Никодим, за которого молились о. Василий и его прихожане, скончался в ярославской тюрьме 21 августа 1938 года. 27 марта 1995 года он был причислен к лику святых, став первым костромским святым XX века.

Лишенная священника церковь вскоре была закрыта и подверглась разгрому. В мае 1944 года верующим Нерехты удалось добиться разрешения перенести из неё большую икону с изображением преподобного Пахомия, служившую крышкой гробницы святого, в единственный из семи храмов города, избежавший закрытия, – Крестовоздвиженскую кладбищенскую церковь. Очевидцы помнят этот поразительный крестный ход, в котором участвовали почти одни женщины: ведь шла война, и до ее окончания оставался еще целый год! Впереди процессии несли икону преподобного Пахомия, на которой он был изображен во весь рост, и казалось, что святой идет вместе с людьми.

В послевоенное время церковное здание в селе Троица использовалось в качестве склада, затем склад отсюда вывели, и величавый храм, хранивший в себе мощи последователя и ученика преподобного Сергия Радонежского (к счастью, в советское время они не были вскрыты), постепенно превратился в руины...

Возрождение обители.

В мае 1990 года, в Пахомиев день, когда из Нерехты сюда впервые со времен революции пришел многолюдный крестный ход во главе с епископом Костромским и Галичским Александром, отслужившим молебен у руин храма. Через три года здесь было решено возобновить монастырь, но уже в качестве женской обители. В апреле 1993 года сюда прибыла первая группа насельниц во главе с игуменьей Алексией (Ремизовой), на чьи плечи лег подвиг возрождения древней обители. Первые немногочисленные сестры, прибывшие в нашу обитель, во всей полноте испытали на себе трудности возрождения некогда прославленной святыни. Запустение, разруха, поруганные храмы, обилие мусора и отсутствие самых необходимых условий для жизни. Ныне главный храм обители - собор во имя Пресвятой Троицы восстановлен почти полностью: сооружен иконостас, оборудован алтарь, в скором времени будет восстановлено и его богатое и благолепное внутреннее убранство, прежде всего иконы и росписи.

Очень важное место в жизни обители занимает благотворительная деятельность. В 1998 году при монастыре были открыты богадельня и детский приют имени святителя Алексия, митрополита Московского. Престарелые и дети в обители окружены особенной заботой, так как среди сестер есть и медики, и педагоги, успешно применяющие в обители свои профессиональные знания. Сейчас закончено строительство нового двухэтажного корпуса для детского приюта с храмом святителя Алексия, митрополита Московского. Также в обители есть подсобное хозяйство и мастерские. Обрабатывается 20 гектаров земли, имеется небольшая ферма. Это позволяет обеспечить и насельниц, и паломников молоком и овощами. Не забыты и традиционные для монастырей в прежние времена традиции рукоделия. В монастыре имеются иконописная и швейная мастерские, работают мастерицы вышивки.

22 июля 1994 года в истории возрождающегося монастыря произошло важное событие: его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поклонившийся мощам преподобного Пахомия.

За прошедшее время в Троице-Сыпановом монастыре был произведен полномасштабный ремонт Троицкого собора. Реставрация Троицкого собора, памятника архитектуры ХVII века, продолжавшаяся более 10 лет, была произведена на высоком профессиональном и художественном уровне. Храм был полностью расписан в традициях древнерусской иконописной школы в технике фресковой живописи. В соборе был установлен величественный пятиярусный иконостас, иконы для которого были написаны сестрами обители. Работами по реставрации и росписи Троицкого собора руководил А.В. Алешин, преподаватель иконописи и фрески Иконописной школы при Московских Духовных академии и семинарии.

Чин освящения Троицкого собора и первую Божественную Литургию в отреставрированном храме совершил архиепископ Александр. По окончании богослужения управляющий епархией вручил Патриаршие награды настоятельнице монастыря игумении Алексии (Ремизовой) и руководителям проекта по реставрации и росписи Троицкого собора

В настоящее время число насельниц обители составляет 40 человек. В детском приюте при монастыре проживают 25 воспитанниц, в богадельне – 10 человек.

Память его празднуется 15 мая в день тезоименитства с прп. Пахомием Великим († 348), 5 мая в день обретения мощей, 23 (21?) марта в день преставления и 23 января вместе с Собором Костромских святых.

В начале XIV в. у священника Свято-Николаевской церкви города Владимира Игнатия и жены его Анны родился сын Иаков. Благочестивое настроение царило в семье. Рано отрок привык к чтению Божественного Писания и к посещению Божиих храмов. Особенно любил он монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где почивали мощи св. благоверного вел. князя Александра Невского. После кончины отца своего Иаков поступил туда и принял постриг с наречением ему имени Пахомий. Ему тогда был 21 год. Мать ему не препятствовала. Новоначального инока поручили строгому старцу, который прежде всего научил его полному отречению от своей воли и иноческой сдержанности. Подчинялся он ему беспрекословно. Когда же митрополит Алексий восстановил в окрестностях Владимира древний Царе-Константинов монастырь, он избрал настоятелем его Пахомия (1362). Но затем Пахомий удалился на безмолвие в Костромскую область близ Нерехты и в 2 верстах от этого селения, на урочище Сыпаново, отличавшемся своей красотой, основал другой монастырь. Жители Нерехты приняли его с радостью. Монастыря в этом краю не было. Все пошли крестным ходом в Сыпаново, дружно принялись за работу, и монастырь скоро был закончен. Многие выразили желание туда поступить. Монастырь был общежительным, и главным занятием иноков после молитвы должно было быть земледелие кормиться они должны были своими трудами. Но, помня, что монастырь сооружен был руками мирян, преподобный соорудил для них за стенами его гостиницу, где он принимал их, упокоевал и беседовал с ними.

Раз во время водосвятия 1 августа преподобный исцелил помешанного от запоя, осенив его крестом; больному показалось, что от креста исходит пламя, и он с криком бросился в воду и пробыл там все время водосвятия, молясь со слезами. Разум вернулся к нему. После водосвятия преподобный позвал его, благословил и дал ему просфору.

Скончался прп. Пахомий 21 марта 1384 г. со словами: "В руце Твои, Господи, предаю дух мой!" Несметная толпа народа собралась на его погребение. Святые мощи его. обретенные нетленными в 1675 г., почивали в открытой раке в церкви его упраздненного монастыря, ставшей приходской церковью села Сыпанова.

В 1840 г. заболел иконописец Соколов, работавший над реставрацией Сыпановской церкви. Он понял, что Бог наказывает его за небрежное отношение к работе. Ночью во сне явился ему прп. Пахомий и сказал: "Встань и больше так не делай!" Соколов проснулся исцеленным. По этому видению он написал икону преподобного со свитком в руке, на котором были написаны его слова: "Братие, терпите всякую скорбь и тесноту на месте сем, да обрящете милость Божию!" Икону эту принесли в Нерехту во время холеры 1846 г., и из 300 больных 291 выздоровел. В 1853 г. эпидемия повторилась; один старик, бывший без памяти, вдруг открыл глаза и спросил: "Идет угодник Божий?" В это время святую икону вносили в деревню. Он встал здоровым и сам носил святую икону в крестном ходе из дома в дом. На этот раз умерли лишь врач и его жена, неверующие и смеявшиеся над почитанием святых икон. После молебна прп. Пахомию в 1842 г. прекратился пожар и в 1853 г. - падеж скота. В 1892 г. прп. Пахомий явился крестьянке Елизавете Феодосеевой, больной почками, и велел ей идти в Сыпаново на богомолье. Ей сразу же стало легче, а окончательное исцеление она получила у мощей прп. Пахомия.

Loading...Loading...