Понимание. Что означает Понять прочитанное? Способность постичь смысл

Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью.

Мышление проявляется при решении любой задачи, возникающей перед человеком, коль скоро она актуальна, не имеет готового решения и мощный мотив побуждает человека искать выход.

Физиологической основой являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

Виды мышления.

По генезису:

Наглядно-действен­ное мышление - заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Это наиболее элементарный вид мышления, возни­кающий в практической деятельности и являющийся основой для формиро­вания более сложных видов мышле­ния.

Наглядно-образное мышление -осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к дей­ствительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и опера­тивной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей до­школьного и младшего школьного возраста. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с поня­тиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена­блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышленияперестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от дру­гих, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филоге­незе и в онтогенезе.

По характеру решаемых задач различаюттеоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание за­конов и правил.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умо­заключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления- раз­работка средств практического преобразования действительно­сти: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практи­ческое мышление было изучено Б.М.Тепловым. Им установле­но, что важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита време­ни и актуального риска. В практических ситуациях очень огра­ничены возможности для проверки гипотез. Все это делает прак­тическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое.

По степени развернутости мышления во времени различают интуитивное и дискурсивное, или аналитическое мышление.

Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в созна­нии самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление харак­теризуется быстротой протекания, отсутствием четко выражен­ных этапов, является минимально осознанным. Обычно используют три критерия для различения дискурсивного и интуитивного мышления:1)временной (время протекания процесса); 2) структурный (членение на этапы); 3) уровень осознанности (представленность в сознании самого мыслящего).

По степени новизны и оригинальности различаютрепродуктивное и продуктивное мышление по их функ­циональному назначению.

Репродуктивное мышление - мышление на ос­нове образов и представлений, почерпнутых из каких-то определен­ных источников.

Продуктивное мышление - мышление на основе твор­ческого воображения.

В своей деятельности люди сталкиваются с такими объектами, которые имеют целостно-системный характер. Для ориентации в таких объектах человеку необходимо уметь выде­лить в них внешнее и внутреннее содержание, их внутреннюю сущность и ее внешние проявления. В этой связи по типу познания выделяют теоретическое и эмпирическое мышление.

Теоретическое мышление – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, являетсяанализ. Анализ целостного системного объ­екта обнаруживает в нем некоторуюпростую связь (или отноше­ние), выступающую в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений. Эта исходная связь служит всеобщим или существенным источником становления целостного систем­ного объекта. Задачатеоретического мышления состоит в обнаружении этой исходной существенной связи, при последующем ее выделении, т.е. абстрагировании, и, в дальнейшем, сведе­нии к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта, т.е. производство действияобобщения.

Эмпирическое мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления являетсясравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств, предметов и явлений. Познавательным продуктом осуществле­ния этих действий являются общие представления (или эмпири­ческие понятия) об этих предметах и явлениях. Эмпирическое мышление выполняет весьма важные и необ­ходимые функции в повседневной жизни людей, а также в нау­ках, находящихся на начальных этапах своего развития.

Читайте также:
  1. Взаимопонимание политики с экономикой, моралью, правом.
  2. Возникновение идеи правового Г и современное ее понимание
  3. Возникновение капитализма и новое понимание справедливости
  4. Глава 2. Понимание сущности феодализма в исторической науке
  5. Декларация независимости США». Понимание справедливости по ту сторону Атлантики: Франклин и Джефферсон
  6. Категория сознания в истории философии. Субстанциальное и несубстанциальное понимание сознания.
  7. Кто ввёл такое понимание понятия «религия», которое впоследствии было связано с христианской традицией?

Непосредственное постижение целостности объекта выступает как понимание - способность постичь смысл чего-либо, фиксируемая субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений.

Понимание - это личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития субъекта, а также с его включенностью в различные коммуникативные системы. Объектом понимания могут выступать: язык, человек, социальные нормы, знание и опыт, историческая эпоха, культура, текст и т.д. Понимание как недискурсивное (не представленное в форме логических суждений и умозаключений) знание предшествует объяснению.

Функция понимания

Существенной чертой понимания является осмысление, выявление и реконструкция смысла. Г. Риккерт предложил различать науки о природе и науки о духе. Если целью естественнонаучного познания является всеобщее, то есть установление всеобщих законов природы и формирование универсальных понятий, то для наук о духе интерес представляет индивидуальное и его уникальность.

Социально-гуманитарное знание имеет этическую и аксиологическую направленность, поэтому главной характеристикой объектов его познания является обладание ими «смыслом», «ценностью», а одним из основных методов социально-гуманитарного знания выступает понимание.

Понимание как предмет изучения

· Понимание (способность постигать смысл чего-либо) является предметом изучения следующих философских направлений:

· 1) герменевтика - искусство и теория истолкования текстов, рассматривающее понимание как метод исторической интерпретации, позволяющийпостигать целостность душевно-духовной жизни другой индивидуальности (Г. Дильтей: И. Гадамер);

Экзистенциализм - учение о существовании, истолковывающее «жизненный мир» как реальность языковую, коммуникативную, не столько отражающую, сколько создающую бытие и возможность понимания М. Хайдеггер). Эти направления изучают понимание как способ языковой коммуникации, диалога, основанного на психической общности субъектов, позволяющей передавать и сохранять смысл текстов.

· 3) феноменология - учение о феноменах сознания, о «горизонтах» и «жизненных мирах», делающих возможным взаимопонимание индивидов и культур (Э. Гуссерль);



Феноменология

Основоположником феноменологии является Э. Гуссерль, провозгласивший лозунг «К самим вещам!», то есть к изучению смыслов предметов и событий. Понятие «феномен» - это не предмет как таковой в единстве его сущности и явления и тем более не явление как обнаружение сущности, а смысл и значение предмета

Бернар Вербер

Как часто можно услышать от людей фразу о том, что они что-то понимают или даже осознают, в то время как все их дальнейшие поступки и рассуждения ясно показывают, что этого понимания у них на самом деле нет. А ведь одно дело не понимать чего-то и знать об этом, и совсем другое, ошибочно думать, что ты это понимаешь. В последнем случае человек обманывает сам себя и даже не догадывается об этом. И в итоге, это приводит к тому, что он закрывается от полезной для него информации, просто переставая уделять ей свое внимание и анализировать ее. Вот чтобы этого не происходило, чтобы каждый из нас действительно понимал то, что он хочет понять и что ему нужно понять, я решил написать эту статью, в которой объясню вам, уважаемые читатели, каким должно быть истинное понимание чего-либо, неважно чего, и как к нему можно прийти.

С чем путают понимание?

Вначале, друзья, давайте с вами выясним, что не является пониманием, но с чем его часто путают. А путают понимание многие люди с хорошей памятью и с тем, что принято называть очевидными вещами, прописными истинами, в общем с тем, что все прекрасно знают. Но понимание к памяти практически никакого отношения не имеет. Конечно, что-то вам нужно помнить, из того, что вы понимаете, но само по себе запоминание какой-либо информации к пониманию не приводит. То же самое можно сказать и о так называемых очевидных вещах, которые порой только кажутся очевидными, но в них мало кто должным образом разбирается, и о прописных истинах, которые могут быть у всех на слуху и на языке, и каждый может кидаться заумными фразами или словечками, при этом будучи не в состоянии их должным образом объяснить. Иначе говоря, все то, что находится в вашей памяти и что вы много раз слышали – вы совсем необязательно можете хорошо понимать. Хотя вам будет казаться, что вы это понимаете, поскольку вам эта информация знакома.

Понятно, что когда тебе часто высказывают какую-то мысль, то ты ее так хорошо запоминаешь, что начинаешь считать своей. Люди в таких случаях обычно говорят, что они много раз об этом слышали, поэтому не считают повторенную в сто первый раз мысль, важной. Вот только если попросить их объяснить эту мысль, попросить рассказать их о том, как к ней можно прийти, какие следствия из нее следуют, какие выводы можно сделать на ее основе – то вот тут уже не всякий человек может что-то вразумительное сказать. То есть, если вы понимаете мысль – развейте ее. А если вы ее просто запомнили – это не понимание, друзья. С поведением дела обстоят аналогичным образом. Если вы что-то понимаете, вы обязательно подкорректируете свое поведение в соответствии со своим пониманием. А если человек говорит, что он понимает что-то, но поступает при этом вопреки этому пониманию, тем самым наступая на одни и те же грабли и таким образом вредя себе, то какое же это понимание. Мой любимый пример здесь – это ответственность. Мы все с вами много раз слышали о том, что для решения практически всех жизненных проблем – человек должен в первую очередь взять ответственность за свою жизнь на себя. Избитая мысль, не так ли? Это, так называемая, прописная истина, о которой многие знают. Знать-то знают, но многие ли ее понимают? Многие ли люди берут ответственность за свою жизнь на себя, чтобы обрести чувство свободы и с его помощью начать решать свои проблемы и добиваться любых жизненных целей? Не многие, согласны? Ну вот, а при этом они говорят, что понимают эту мысль.

Так что друзья, запомните пожалуйста – если вы что-то много раз слышали или что-то очень хорошо запомнили – это не означает, что вы это понимаете. Вот ниже мы с вами выясним, что значит действительно что-то понимать.

Что такое понимание?

Теперь давайте ответим себе на вопрос – что такое понимание? Если заглянуть в толковый словарь Ожегова, то там будет сказано, что понимание – это способность человека осмыслять, постигать содержание, значение и смысл чего-нибудь. Звучит неплохо. Но что значит осмыслять? Как постигать содержание, смысл, значение чего-то? Что для этого нужно делать? Давайте разбираться.

Если говорить о постижении содержания чего-нибудь, то здесь речь идет об анализе этого чего-то, то есть, о разложении его на составные части, с целью изучения его конструкции. Так можно изучать многое. Даже одна мысль, если в нее вдуматься, имеет связь с другими мыслями, из которых она и формируется. Какой-то элемент ее конструкции является основным, другие элементы второстепенны, но все они связаны друг с другом. Поэтому чтобы постичь содержание чего-нибудь – нужно понять, из чего оно состоит и от чего зависит. Никакая мысль не рождается на ровном месте, она всегда является ответом на какой-то возбудитель, который определяет ее смысл. Вот понимая, что вызвало появление той или иной мысли, это если мы именно о мысли говорим, а также зная, из каких составных частей она состоит – вы сможете постичь ее содержание.

Когда же мы говорим о значении чего-нибудь, то здесь важно понимать, какими функциями обладает то, значение чего мы хотим понять. Неважно, идет ли речь о каком-нибудь устройстве, природном явлении или о все той же человеческой мысли – мы должны выяснить, для чего она предназначена, какую работу она выполняет, какие цели преследует, какими функциями обладает. Например, карандаш – это не просто грифель в деревянной оправе, это с точки зрения его конструкции можно о нем так сказать, это еще и то, ради чего он предназначен. Какая основная функция у карандаша? Для чего он нужен? Чтобы писать, рисовать, верно? Вот с этой точки зрения, с точки зрения его функциональности мы о нем в данном случае и размышляем, чтобы понять, чем он является. У человеческой мысли тоже есть разные функции и определенное предназначение. От одних мыслей людям становится хорошо, от других плохо, одни побуждают их к действию, другие наоборот, вынуждают опускать руки. Вот когда вы видите, знаете или хотя бы предполагаете, с какой целью человек делится своими мыслями с другими людьми, в частности с вами, вы можете понять эти мысли и понять самого человека. Зачем и почему он что-то написал, сказал, показал? – Этот вопрос вам нужно задавать себе каждый раз, когда вы хотите понять другого человека, — его слова, поступки, мысли, мечты, желания. Ищите причину, вызвавшую что-либо, и ищите цель, которую что-то или кто-то преследует, чтобы понять, откуда что-то приходит и куда уходит.

Что касается постижения смысла чего-нибудь, то здесь я считаю, важно понимать какую роль выполняет то, что мы хотим понять, в той системе, в которой оно существует. Ну, под системой мы можем понимать, как какую-то ограниченную среду, в которой кто-то или что-то существует и кого или что мы хотим понять, так и в целом весь наш мир. Ну вот, к примеру, хотим мы понять, почему происходят землетрясения, и для этого нам нужно узнать не только то, что их вызывает, те же тектонические процессы, но и то, для чего они нужны, то есть, какую роль в жизни планеты играют землетрясения? Ведь ничто не происходит просто так, у всего есть свое предназначение, своя задача, своя цель, своя роль. Вот когда мы понимаем, в чем именно заключается эта роль, и для чего она нужна системе – мы постигаем смысл этого чего-то. Ну и говоря об осмыслении чего-то – мы сводим воедино все эти вещи. То есть, мы изучаем что-то, будь то материальный объект или какая-то мысль, с точки зрения того, как оно устроено и как все элементы ее конструкции зависят друг от друга, затем то, какими функциями оно, как целое, обладает, и какими функциями обладают те части, из которых оно состоит. А также нам необходимо узнать о том, какую роль играет это что-то, в рамках, как целой системы, под которой мы можем понимать весь наш мир, так и в рамках той подсистемы, то есть, какой-то ограниченной среды, в которой это что-то существует. Вот тогда мы сможем сказать, что действительно понимаем это что-то, будь то материальный объект или какое-то явление, или кем-то высказанная, написанная мысль, идея.

У всего в этом мире также существует свой жизненный цикл, в который укладывается вышеизложенная модель понимания чего-нибудь. Поэтому для полного понимания того, что мы хотим понять, нам обязательно нужно смотреть на это что-то в контексте времени, а не просто как на что-то такое, что происходит или существует исключительно здесь и сейчас. Вот возьмем, к примеру, человеческую мысль – как вам узнать, что вы ее поняли? Вы можете разложить ее на составные части, можете дать определение тем словам, из которых она состоит, можете связать эти слова с какими-то объектами и процессами, которые они означают. Все это позволит вам понять, о чем идет речь, но не даст понимания самой мысли, как одного из элементов огромной матрицы мыслей, у которой, наверное, и конца нет. А без этого, более целостного и широкого понимая чьей-то мысли, вы не сможете понять ее природу, ведь для этого вы должны изучить причинно-следственную связь, частью которой она является, чтобы узнать о том, из каких других мыслей она сформировалась, или лучше сказать, когда и благодаря чему она родилась. И, что тоже очень важно, вам нужно развить эту мысль – продолжить, так сказать, ее жизнь, чтобы вписать ее в систему других мыслей и в общую картину мира, и таким образом довести ее до того момента, когда она станет неактуальной, ненужной, то есть, до ее смерти. Мысли рождаются, живут и умирают, оставляя после себя результаты тех дел, которые люди делали, руководствуясь этими мыслями. Какие-то мысли, как мы знаем, живут очень долго, можно даже сказать, вечно. И это ведь тоже не случайно, согласитесь. Таким образом, изучив чужую мысль – вы легко сможете на ее основе создать и свою собственную, по-своему уникальную мысль, которая будет иметь тот же смысл, но другую форму. Этим вы докажете себе, и если надо, то и другим людям, что вы поняли чужую мысль, чужую идею, потому что смогли ею воспользоваться, чтобы создать что-то свое.

Поэтому если вы хотите что-то очень хорошо понять – постарайтесь описать, объяснить, пересказать это своими словами, так вы сможете найти, увидеть, изучить все то, о чем написано выше. Ведь конструкцию чего-либо, можно и своими словами описать, верно? Не зря же у различных слов и понятий существует множество определений, и все они могут быть по-своему верные, в зависимости от того, какие свойства этих понятий они отражают. И функции чего-то, — какой-то мысли, материального объекта, явления, тоже можно представить по-другому, по-своему, проведя аналогии с другими мыслями, объектами или явлениями, в зависимости от того, что именно вы старались понять. И даже можно найти новый смысл в чем-то уже известном, если постараться, ибо мир настолько загадочен, что мы всегда будем узнавать что-то новое о том, о чем уже хорошо знаем. Вот это умение – своими словами объяснить что-то, я называю пониманием. Вообще, когда мы что-то передаем своими словами, ну или стараемся передать, естественно, не искажая при этом смысла информации – мы лучше видим все те составные части и связи между ними, из которых состоит наше послание, или та мысль, которую мы передаем другим людям. Пониманию, как я уже сказал, очень хорошо способствует умение проводить аналогии между тем, что вы хотите понять, с чем-то похожим по смыслу. Причем чем детальнее будет эта аналогия, тем лучше вы сможете что-то понять. Ведь чем больше сходств и различий мы видим в различных вещах, тем более глубоким становится наше их понимание.

Что мешает пониманию

Пониманию человеком чего-либо, обычно мешают его сильные установки относительно этого. Люди не любят менять свое устоявшееся мнение о чем-то, что они уже, как им кажется знают и понимают, по разным причинам, в том числе и по причине лени. Ведь так просто придерживаться одной единственной точки зрения касательно чего-то или кого-то, не утруждая себя размышлениями об этом. Вообще, я вам скажу, укоренившиеся установки – это капкан для человека. Разумность человека, я считаю, определяется как раз-таки его способностью изменять свое мнение относительно чего-либо, по мере получения им новой информации. И наоборот, если человек не желает менять свои убеждения, независимо от предоставленных ему доказательств того, что его убеждения неверны – это признак неразумности. Костное мышление, привычки, приверженность своим установкам, убеждениям, фанатизм, слепая вера во что-либо – все это свидетельство неразумности. Люди из-за этого всегда страдали и будут страдать, пока не изменятся. В данном случае проблема заключается не в неспособности, а в нежелании человека что-либо понять. И это, заметьте, причиняет большой вред прежде всего ему самому, а нередко и зависящим от него людям.

Спешка и суета – тоже очень сильно мешают пониманию! Это вообще одна из самых серьезных проблем нашего времени. Людям стало некогда, не только что-то понимать, но и вообще жить. В больших городах это особенно заметно. Это настоящее безумие – все куда-то спешат, все что-то делают постоянно, все, ну или почти все, очень много говорят и мало слушают – мозг вообще в таких случаях не работает – он просто отражает все то, что получает из внешнего мира. В итоге, люди слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, знают, но не понимают. А все потому, что им просто некогда что-то слышать, некогда что-то видеть, некогда что-то понимать. Им надо спешить, у них дела, много дел, которые, как им кажется, важны для них. Люди вынуждены сегодня конкурировать друг с другом – их заставляют это делать, чтобы они смогли выжить, чтобы смогли обеспечить себе хорошую жизнь, поэтому им нужно много работать, очень много. Но зачем и для кого они работают – они не понимают. Они не понимают также и то, что для хорошей жизни совсем необязательно с кем-то конкурировать, есть и другие пути к лучшей жизни – это прежде всего их собственные пути. Ведь конкурировать с кем-то – это значит играть в чужую игру, на чужом поле и по чужим правилам, в то время как вы можете играть в свою собственную игру, по своим собственным правилам и на своей собственной территории. Только для этого нужно эту игру придумать. Но как это сделать, а вернее, когда это делать? – Некогда. Люди ведь так заняты, они ведь играют в чужую игру. А те люди, которые когда-то придумали свою собственную игру и хорошо в нее сыграли, которые стали первыми в чем-то – сумели добиться в жизни большого успеха. Остальные же вынуждены конкурировать, потому что они подражают, а не творят. И у них нет возможности вырваться из этого капкана, потому что у них нет времени на то, чтобы понять, как устроена жизнь, какие правила в ней существуют, как играть по этим правилам и нужно ли вообще это делать. Спешка и суета – это образ их жизни, и это настоящее наказание для них.

От восприятия также зависит, насколько хорошо человек сможет что-то понять. Разные люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию, они по-разному воспринимают реальность, по-разному воспринимают себя и других людей, а следовательно, и по-разному все эти вещи понимают. Само по себе восприятие зависит от многих факторов – начиная с качества получаемой информации и заканчивая тем, какое образование имеет каждый конкретный человек. Но я хочу сказать главное – неправильное, неадекватное восприятие человеком реальности – это серьезная проблема, которую обязательно нужно решать с помощью специалистов. Ведь неправильное восприятие ведет к неправильному пониманию, а неправильное понимание приводит к неправильным решениям и неправильным действиям. Ну и соответственно, человек совершает ошибки, из-за которых у него возникают проблемы, как небольшие, так и очень серьезные.

Вообще надо заметить, что многие люди сегодня даже не знают, чего они хотят, потому что просто не задумываются над этим. Ведь они к этому не привыкли – задумываться над смыслом своей жизни и над правильностью или неправильностью того, что они делают. А не привыкли они к этому потому, что большинство из них просто не учат думать над чем-то слишком много – их учат откликаться, реагировать, исполнять, подражать, но не думать. За хорошее исполнение, за хорошую службу – людей вознаграждают, а за плохую, соответственно – наказывают. Вот человек и учится преимущественно тому – как вести себя так, чтобы его почаще вознаграждали и пореже наказывали. А думать над своей жизнью, над тем, что тебе в ней нужно, а что нет – это значит самому нести за нее ответственность и самому себя вознаграждать и наказывать. Люди бы это с радостью делали, если бы их к этому приучали. Но наше общество живет по другим правилам, поэтому такой подход к обучению и воспитанию человека в нем не пользуется большой популярностью. Но, согласитесь, друзья, если большинство из нас, в рамках стандартной системы образования, не учат думать, причем думать правильно, качественно, эффективно, и о нужных нам вещах, то это не означает, что мы сами себя не можем этому научить. Мы можем себя научить всему, чему захотим.

Так что понимание – это не только желание и умение что-то понять, для чего человеку необходимо научиться очень хорошо думать, это еще и возможность задуматься над необходимостью понимания. А эта возможность во-многом зависит от той социальной среды, в которой живет человек. Ведь дело в том, что человек может что-то не понимать и даже не догадываться об этом, или думать, что ему и не нужно ничего понимать. Но, согласитесь, чтобы определиться с тем, что нам нужно, а что нет – мы должны узнать о том, что вообще есть, что существует в этом мире, из чего можно выбирать. Поэтому крайне важно, чтобы в жизни каждого из нас появился своего рода проводник, учитель, наставник, либо в виде какого-нибудь источника полезной информации, либо, что желательнее, в лице умного человека, который выведет нас из тьмы и поможет нам обрести потребность в понимании. Я думаю, что мы все, в той или иной степени, являемся друг для друга такими проводниками, учителями, наставниками, так как все мы можем чему-то друг друга научить.

ПОНИМАНИЕ (англ. understanding, comprehending) - широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема. Отметим некоторые наиболее частые и важные для психологии значения слова «П.».
1. Способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки 3 поэтам: «Пастернак - человек понимания. Я - человек исключительного понимания. Гете - человек всепонимания».
2. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс м. б. успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.
3. Продукт процесса П. - само толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т. д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное П.
4. П. как одна из целей познания и обучения.

Как особый процесс и метод познания рассматривал П. основоположник понимающей психологии и культурологической школы «истории духа» В. Дильтей. Противопоставляя П. как метод познания в науках о духе методам познания в науках о природе, Дильтей дал чисто семантическую трактовку П.: «П. простирается от постижения детского лепета до понимания Гамлета или «Критики чистого разума». В камне, мраморе, звуках музыки, жестах, словах, произведениях искусства, в поведении, хозяйственных порядках и юридических установлениях выражается один и тот же человеческий дух, который и требует своего истолкования». П. рассматривается им как процесс познания 1) внутреннего мира другого на основе внешних знаков (поведения), 2) самого себя на основе интроспекции и 3) культуры, в т. ч. письменных документов, с помощью искусства интерпретации (герменевтика, экзегеза). «Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать др. людей и самого себя, тексты культуры - эта способность лежит в основе существования человека» (А. А. Брудный, 1998).

П. - это не только метод, но и предмет познания (исследования), причем весьма многоликий. Разнообразие форм и способов П. в человеческом мире обусловлено реальным многообразием языков и текстов. Языку движений и действий соответствуют не только операциональные, но и эмоциональные, и предметные значения; языку образов - предметные и даже беспредметные, иррациональные (напр., в сновидениях) значения; вербальному языку - концептуальные или понятийные значения; языку выразительных движений (мимики, пантомимики) могут соответствовать и операциональные, и предметные, и концептуальные значения. Их переплетение в талантливой пантомимике вызывает эмоциональный отклик и порождает эстетические значения. Предметы, утварь, орудия, понимаемые как текст, прежде всего имеют назначение (функциональное значение). Однако П. их назначения невозможно без операциональных и предметных значений, складывающихся при их употреблении.

Для того чтобы П. произошло, текст, высказанный или прочитанный на каком-либо языке, должен быть воспринят, а его значения осмыслены, т. е. переведены на собственный язык смыслов. Доказать или показать другому, что П. случилось, далеко не просто, что хорошо иллюстрируют, напр., недоразумения на экзаменах. Для этого необходимо осуществить обратную процедуру означения построенных смыслов. Если собрать вместе все попытки истолковать Гамлета, то получится приличная библиотека, а попытки тем не менее продолжаются. Трудности связаны с тем, что эмоциональные смыслы и переживания трудно вербализуются, они как бы сопротивляются концептуализации, своему понятийному оформлению.

В трудах М. М. Бахтина П. литературного текста представлено как сложный и творческий процесс: «Понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста. Но П. м. б. и должно быть лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В П. оно восполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Т. о. П. восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое П. продолжает творчество». К этому завету выдающегося мыслителя, проделавшего огромный труд П. гения Достоевского, есть смысл прислушаться.

П. устной речи возникает уже на 2-м г. жизни. Весьма условно внутри раннего возраста выделяют этап доречевого (от 1 до 1,5 лет) и этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). На 3-м г. резко возрастает речевая активность ребенка во время игровой деятельности, в т. ч. и индивидуальной, а также в процессе общения со взрослым. На 3-4-м г. жизни ребенок вступает во 2-й период вопросов (возраст «почемучек»), у него впервые пробуждается сознание непонятности того, что он воспринимает, и зарождается потребность в П. (Дж. Болдуин, С. Л. Рубинштейн). Продуктивность непонимания связана с тем, что оно влечет за собой поиск смысла. Точки развития и роста человека (и культуры) как раз и находятся в дельте понимания-непонимания. (В. П. Зинченко.)

Смотреть больше слов в «

Здравствуйте уважаемые читатели!

В первой статье после Нового года я затрону тему Понимания прочитанного. Думаю многим будет интересно.

Французский ученый Декарт говорил: «Дайте определение термина, и вы избавитесь от множества недоразумений ».

Дадим и мы определение термина Понимание .
Понимание - психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определённом кругу. (Википедия )

Понимание — способность постичь смысл и значение чего-либо.

Понимание направлено не на сам текст, а на его смысл, его идеи. Текст – это лишь посредник между автором и читателем. Это набор символов.

Как проверить восприятие идеи, заложенной в тексте ?

Воспроизвести эту идею во вновь созданном тексте, например, пересказать. Это будет демонстрировать тот или иной уровень понимания.

Семь уровней понимания

Выделяют семь уровней понимания.

Первый уровень понимания:
Понимание состоит в способности повторить прочитанный текст, можно мысленно, чтобы убедиться, что текст понят.

Второй уровень понимания:
Пример – учебный текст и требование пересказа.
Критерий понимания – способность выделить смысловую структуру и передать ее в пересказе. Ответить на вопросы. Но при этом — ответы на контрольные вопросы – это выявленный учителем смысл и проверка ученика. Т.е. уже кто-то выделил смысл (учитель) и ученику достаточно лишь подтвердить.
Квалифицированный читатель сам формулирует вопросы и это является частью порождаемых новых текстов.

Третий уровень понимания :
Выделение ключевых моментов или конспективная запись выявленных в тексте фактов.

Первый, второй и третий уровни понимания опираются на формально выделенную структуру текста и содержат ее описание.
Это называют — Инструктивная прагматика . Для текстов, описывающих заранее известные факты действительности и не предполагающая появления новых смыслов, отличных от заложенных в тексте.

Тексты с инструктивной прагматикой несут информацию об однозначно интерпретируемых данных или являются четкой инструкцией.
Пример такого текста — описание того, как найти квартиру знакомого, типовая сводка данных, приказание, ритуальная формула и т. п.

Четвертый уровень понимания :
С этого уровня начинает проявляться Креативная прагматика, когда понимание требует творческого воссоздания смысла.
Задача понимания заставляет обращаться к собственной творческой способности, к воображению и фантазии.
Это как правило относится к художественным текстам, понимание которых есть не только выявление структуры.

Пятый уровень понимания :
Относится к текстам, имеющим большое количество комментирующих текстов о верном раскрытии заложенного автором смысла.
Этот уровень включает помимо изучения базового текста, также изучение комментирующих текстов и выбор приемлемой интерпретации.

Шестой уровень понимания :
Применим к высшим образцам художественных текстов. Когда комментарии в принципе различаются.
Например: как понять в романе Сервантеса «Дон Кихот» борьбу с ветряными мельницами – как безумие или проявление рыцарской доблести.
Только наличие дополнительных комментариев создает понимание, расширяя собственные границы мировосприятия. Иначе можно зациклиться в одном понимании, ограниченном собственной картиной мира.

Седьмой уровень понимания :
Когда все порождаемые тексты не дают адекватного понимания. Понимание заключается в Постижении. Как пример — Евангелие.

Креативная прагматика — эта ситуация требует подключиться творческим способностям читателя.
Для понимания смысла требуется не столько осмыслить и воспроизвести смысл прочитанного, сколько создать новый текст, который бы свидетельствовал о возникновении понимания.

Исходный текст рождает новые тексты, новые интерпретации. Чем больше новых смыслов рождается, тем значительнее произведение.

Интересно будет провести небольшое исследование вместе с Вами, уважаемые читатели.
Давайте прочитаем одно художественное произведение и попробуем изложить смысл, заложенный автором. Кратко, как поняли. Думаю, что трактовок будет очень много.
Предлагаю в качестве такого небольшого произведения – рассказ А.П. Чехова «Ионыч» .

Найти рассказ несложно в Интернете. На прочтение уйдет немного времени.
Жду Ваших интерпретаций и новых смыслов, увиденных в рассказе. Пишите в комментариях.

11 комментариев к записи “Что означает Понять прочитанное?”

    «Ионыч» — «очень своевременная книга», кавычки обозначают заимствование выражения известного лица, но цитата закономерна: интеллигент Дмитрий Ионыч превратился в персонаж с неуважительным (для определённой группы людей) неполным именем. Другим же врач представляется богом. Все удовольствия в жизни Ионыча жалки (опять же не для всех) благосостояние: пересчёт денежных знаков,еда в ресторане и труд, преумножающий благосостояние человека одинокого,утратившего интерес к глубокой жизни. Автор его не судит, нам, читателям, это понятно. Но скучно мы живём, если поклоняемся золотому тельцу, не делая выводов из древних книг. Увы, и теперь для многих «врачей» больные- только средство материального благополучия. А.П.Чехов подметил тип, который переживёт и 21 век. Бесспорный талант писателя!

    Начиная комментарий с трактовки слова «Понимание», данного интернетовской «Википедией», в очередной раз убеждаюсь, что интернету верить нельзя. «Понимание - психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определённом кругу. (Википедия)». По трактовке Википедии, верным восприятием или интерпретацией может считаться только то, что принято в определенном кругу. Это похоже на истину в первой инстанции, которую потребителям интернета транслируют хозяева Википедии, для чего она и была ими создана без сомненья, а под определенным кругом надо понимать как раз этих самых хозяевов.

    Касаясь отзыва Светланы, хочу заметить, что надежда на 21 век, которая основывается на вере в то, что с развитием цивилизации и улучшением условий жизни, люди становятся цивилизованнее и гуманнее, к сожалению, не подтверждается ходом истории. Люди не становятся умнее, мудрее и лучше, чем тысячи лет назад.

    Что же «Ионыча», то, по-моему, все сказано одной мыслью Ионыча: «...если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город». И главное то, что нет ни движения вперед, ни стремления к этому движению, без чего никакое развитие и саморазвитие невозможно. И это также подтверждает то, что количество веков и тысячелетий, прожитых человечеством не влияет на качество человеческой жизни. Это не то количество, которое по закону диалектического материализма может перейти в качество. Хотя, конечно, нам бы этого хотелось — без всяких усилий стать лучше, умнее, мудркк. Отсутствие духовного развития не означает стояние на месте, а, как правильно показано в рассказе, означает движение в обратную сторону, что мы и видим в герое рассказа, в котором по мере увеличения его материального состояния, уменьшается его духовный и нравственный уровень. Как говорится, если где-то прибудет, то где-то и убудет. Кроме темы развития, а, точнее, его отсутствия у людей этого города, есть также тема счастья, предназначения, т.е. того, что может составлять основу жизни человека и вызывать в нем целеполагание и мотивацию к действиям. И оно, как опять же, правильно подмечено в рассказе классиком, бывает двух видов: счастье для себя или счастье ложного эго, и счастье для других или счастье истинного эго. И, если первый вид счастья присутствует в рассказе, то второй и более продвинутый вид счастья дан только намеком и существует только потенциально в словах Екатерины. Тем не менее, подсознательно она понимает его правильно, но вот реализовать этот потенциал у нее не хватает сил и желания.

    Также я вижу тему двойственности или иллюзии и фальши.Я бы назвал это характерной чертой нашей цивилизации — повсеместный обман, фальшивость наших понятий, истин, верований, взглядов. Это касается абсолютно всего. Здесь же в рассказе это проявляется в том, что, вроде бы Ионыч помогает людям и делает хорошее дело — лечит людей, но на самом деле для него это — барыши, которые он подсчитывает вечерами. Так же и для Кати с ее мамой и папой — вроде бы они тоже стараются для людей, чтобы людям было приятно с ними, но на самом деле они только тешат свое самолюбие тем, что они могут то,чего не могут другие, а следовательно, они талантливы. И это даже особо подчеркнуто гениальным автором в словах хозяйки дома, когда ее спрашивают, почему бы ей не издавать ее книги, а она отвечает, что у них довольно достатка. Т.е. издавать книги для того, чтобы их читали другие и получали от этого удовольствие у нее даже и в мыслях нет. А ради денег печатать ее книги ей нет смысла, денег ей и так хватает.

    Пишу этот комментарий сейчас, не ко времени выхода данной статьи, т.к., честно говоря, она прошла мимо меня и только из последней статьи «Как читать художественное произведение?» я увидел ссылку на эту статью, которая быда раньше.

    • Спасибо, Константин!

      Ваш комментарий можно рассматривать как вариант глубокого понимания художественного произведения.

      Ведь понимание можно ограничить только пересказом сюжета, а можно несколько абстрагироваться от сюжета и увидеть что же стоит за поступками людей. Задать себе вопросы- почему произошло это изменение главного героя. В конечном итоге — это должно повлиять и на собственное развитие и характер и поведение и мировоззрение. В этом сила искусства. Отсюда и высокие требования к выбору читаемых книг.

      Внешняя среда поглотила Ионыча, как бы он не старался победить в этом конфликте (а старался он очень робко, про себя). Возможно вместе с Екатериной они и смогли бы выбраться из этой трясины. Но получилось то, что получилось, и рассказ заставляет задуматься — почему.

      И здесь я процитирую Вас «Отсутствие духовного развития не означает стояние на месте, а, как правильно показано в рассказе, означает движение в обратную сторону, что мы и видим в герое рассказа, в котором по мере увеличения его материального состояния, уменьшается его духовный и нравственный уровень».

      Полностью с этим согласен, о чем и хотел поговорить с читателями в своей статье — Образованный человек -это кто?

      Именно духовное начало определяет — что движет человеком. Нравственные законы могут лишь сдерживать человека от проявления своих страстей.

    СПАСИБО, НИКОЛАЙ! Очень приятно, интересно и познавательно все, о чем вы пишите. И, что также немаловажно, — все, что вы пишите, легко читается.

    […] Значит что-то стоит за простым пониманием только сюжета. Значит, стоит более глубоко проникнуть в изучение классического произведения. Значит, есть смысл дойти до 7-го уровня понимания. […]

    […] Замечу, что я не пытаюсь дать свою интерпретацию комедии «Горе от ума», — не такой уж я литературовед. Но я хочу дать алгоритм (схему), используя которую читатель сможет глубоко изучить любое произведение. Именно изучить, а не прочитать, т.е. пройти до 7-го уровня понимания, согласно этой классификации — Что означает Понять прочитанное? […]

Loading...Loading...