Музыкальная форма: Рондо — Материалы к уроку музыки. Рондо: Сказки, рассказанные перед сном профессором Зельеварения Северусом Снейпом Сказки в форме рондо названия

РОНДО

Необходимо различать понятия: рондо – жанр;

рондо – форма.

Слово «рондо» (rondo) означает «круг».

Представление о круге – одно из важнейших в человеческом мышлении, связано с наблюдениями циклических процессов в природе и обществе:

― кругообразные, шаровидные космические тела, солнце;

― в обрядах – движение по кругу;

― символика кольца, как представления о замкнутой бесконечности во Вселенной («Все возвращается на круги своя …»).

Рондо – жанр = песенно-танцевальная музыка жизнерадостного, оптимистического характера, встречается часто в финале циклического произведения. Инструментальное рондо XVII – XX веков – это преимущественно гомофонная музыка.

Вокальное рондо (рондό, рондель, наряду с виреле, баллатой) – известно с XIV века (поздней готики, средневековья). Прообразом рондо явились хороводные, или так называемые круговые песни с припевом. Об этом говорит само значение слов «rondeau» - круг и «refrain» - припев.

В XIX – XX вв. происходит возрождение вокального рондо в оперных номерах, сценах, романсах.

Отличительные черты вокального рондо от предшествующих песенных (простых) форм:

― многочастность (многотемность);

― контраст частей;

― сочетание динамического развития (в эпизодах) со статической стабильностью (в референе);



― изменчивость характера изложения в процессе развития формы;

― масштабно-тематические параметры: форма большая, насыщенная, «сильная».

Рондо – форма основана на чередовании неоднократно возвращающейся основной темы – рефрена (R) и эпизодов (Э), которые могут быть построены на развитии темы рефрена или новых темах. Особенности вокального рондо подчинены форме поэтического текста. Количество разделов вокального рондо зависит от количества строф текста.

Основная схема формы: А В А С А … или: R Э1 R Э2 R …

Количество эпизодов, характер R и Э , их соотношение менялись в разные эпохи и этапы развития музыкального искусства.

Cтаринное рондо

Яркие представители ― французские клавесинисты барокко ― Шамбоньер, Жак (между 1601 и 1611 – 1672); Куперен, Франсуа (1668 – 1733); Рамо, Жан Филипп (1683 – 1764); Дакен, Луи Клод (1694 – 1772).

Характерные черты жанра – формы:

1. Многочастность : от 5 до 17 частей [Пример максимального

количества частей – Куперен. Пассакалья (Рондо)]

2. Небольшие размеры частей (8 – 16 тактов)

3. Рефрен , как правило, период из 2-х предложений повторного строения

4. Эпизоды – развитие материала рефрена

5. Отсутствие контраста

Встречается как самостоятельная пьеса или как часть цикла.

Пьесы: Куперен Ф. «Душистая вода», «Жнецы», «Тростники», «Любимая»; Дакен Л. «Кукушка»; Рамо Ж. «Нежные жалобы»

Часть цикла : Бах И.С. Концерт для скрипки E-dur, финал.

Классическое рондо

Яркие представители – западно-европейские классики – Й. Гайдн; В. Моцарт, Л. Бетховен.

После стиля «бури и натиска» Ф.Э. Баха форма рондо вступила в период эстетической регламентированности. Достигнуто высокое совершенство архитектоники, которое вместило в себя и разработочность, и глубину контрастов, и равновесие многообразия и единства.

Область применения: иногда самостоятельные пьесы «Рондо»; чаще – финалы (Гайдн, Бетховен) и медленные части (Моцарт) инструментальных циклов: сонат, камерных ансамблей, концертов, симфоний.

Характерные черты:

1. Наличие 5-ти частей

2. Увеличение масштабов разделов: рефрен – простая 2-3-частная форма

3. Эпизоды – самостоятельные по форме и тематическому содержанию разделы

4. Контрас т между рефреном и эпизодами – тональный, тематический, фактурный, динамический и др.

5. Необходимость введения связок между рефреном и эпизодами

6. Наличие коды (приводит контраст к эстетическому единству)

Послеклассическое рондо (XIX – XX вв.) – новый этап в развитии формы рондо.

В творчестве Р. Шумана: «Арабески», «Венский карнавал», «Новеллетты» строятся по принципу рондо. Карнавал – излюбленная тема: мелькание картин, масок, лиц, костюмов, настроений, танцев.

«Рондо – сюита» (на основе сложной 3-частной формы с двумя трио).

Шуман Р. «Арабески»:

А В св. А С А + кода

C-dur e-moll C-dur a-e moll C-dur

«Четное рондо»: рефрен не на первом, а на втором месте:

Шуман Р. «Blumenstück» (9 частей):

A R B R CD R1 C R + кода

Шопен Ф. Мазурка ор 30 № 2 (4 части): А В С В

Разные «запевы» завершаются одним «припевом».

Шопен Ф. Вальс cis-moll : А + В С + В А + В

Рондо в творчестве русских композиторов

Разнообразные типы рондо встречаются в вокальной музыке: романсах, оперных сценах, ариях, сольных и ансамблевых номерах.

Лирика – «Рондо Антониды» из оп. «Иван Сусанин» М. Глинки

Рондо Антониды представляет собой вторую часть арии, которая звучит после медленной каватины. Текст и музыка передают настроение светлого ожидания.Эпизоды здесь строятся на продолжающем мелодическом развитии целом ария имеет форму сложную 2-частную: 1-я часть – каватина, 2-я часть – рондо.

Схема рондо: А В А С А

Тональный план: f Es-c f Des-f f

Прием одинакового окончания эпизодов встречается в арии Фигаро «Мальчик резвый», которая написана в форме рондо (опера Моцарта «Свадьба Фигаро»). Окончания эпизодов на словах «Распростись ты с кружевами», что влечет за собой повтор в музыке.

Эпос – Интродукция из оп. «Руслан и Людмила» М. Глинки

Народность (псевдофольклор) – «Плач Ярославны» из оп. «Князь Игорь» А. Бородина

«Простое рондо» в романсах А. Бородина: «Спящая княжна», «Спесь»; Даргомыжского: «Ночной зефир», «Свадьба».

В романсе Даргомыжского «Ночной зефир » ― форма пятичастного рондо (А В А С А) отличается яркостью контраста не только в сопоставлении рефрена и эпизодов, но и самих эпизодов (учебник Коловского, с. 194 – 196).

«Усложненное рондо» - увеличение уровней, на которых действует структура рондо.

Глинка М. «Рондо Фарлафа» из оп. «Руслан и Людмила». Существуют две версии трактовки формы рондо.

1-я версия принадлежит В.Н. Холоповой (учебник «Формы музыкальных произведений», 2001. С. 111- 112): рефрен – простая 3-частная форма, 2 эпизода (похожие). Пять крупных частей и чередование мелких построений образуют 2-х уровневое рондо :

I уровень: ab a с ab a c 1 ab a

II уровень : b с b c 1b

2-я версия формы рондо дана в учебнике Коловского (с. 190 – 191). Его схема опирается на текстовую последовательность:

А В А С А D B A Кода

Близок Людмила, Близок Руслан, Близок В заботах Людмила, Близок

уж час напрасно уж час забудь ты уж час напрасно уж час

Сравнить обе версии трактовки формы рондо Фарлафа.

Бородин А. «Плач Ярославны» из оп. «Князь Игорь»: рефрен – простая 3-частная форма, 2 эпизода, 3-х уровневое рондо .

1-й уровень составляют 5 крупных построений (частей) с трехчастным рефреном;

2-й уровень – чередование и тональное сопоставление мелких разделов с рефреном самого плача (А);

3-й уровень образует гусельный отыгрыш:

A A B r A C r C r A D r E r A B r E r B r A

h, h, D-fis, h D-H h fis-G, c h, D-A, d, D-h, H, h

орк. орк. орк.

«Вариационное рондо» - в основе вариационный принцип развития. Пример: «Баллада Финна» из оп. «Руслан и Людмила» М. Глинки : 7 частей – 4 рефрена, 3 эпизода, которые по-разному развивают тему рефрена.

Все изложения рефрена – варианты расширения, сокращения и перегармонизации:

А – простая 3-частная форма с перегармонизацией репризы («Умчалась года половина»);

А1 – «Сбылись пылкие желанья» - двойная 3-частная форма с перегармонизацией репризы;

А2 – «В мечтах надежды» - синтез экспозиции с серединой (16 т.) и репризой (8 т.);

А3 – «Все колдовство» - период из 8 тактов, за которым следует большая кода (44 т.).

Эпизоды :

В – «Я вызвал смелых», ходообразное развитие рефрена (12 т.).;

С – «По бороде моей седой», фантазийное развитие рефрена с многократными энгармоническими модуляциями (44 т.);

D - «Ах, витязь», небольшой эпизод на органном пункте (14 т.).

У Римского-Корсакова и Чайковского – в оперных сценах, при появлении новых персонажей (эпизоды).

Мусоргский М. «Картинки с выставки» - рондо-сюита.

Глинка М. «Вальс-фантазия» - 9-частное рондо-сюита.

Рондо XX века

Связано с неоклассическими (необарочными) тенденциями в музыке.

Равель М. «Павана» - рондо типа французских клавесинистов.

Прокофьев С . Рондо – идеал «новой простоты»: Марш из оп. «Любовь к трем апельсинам».

Романс «Болтунья» (уч-к Коловского, с 192 – 193).

Схема: А В А1 С А2 D A3 F A

Тон план: G G As E C As As E G

Балет «Ромео и Джульетта»: «Менуэт», «Гавот», «Танец рыцарей», «Джульетта-девочка».

Опера «Война и мир»: Вальс Н. Ростовой и А. Болконского.

Понятие «микро – рондо» = строение темы;

«макро – рондо» = строение цикла

Рондообразные формы

Шопен Ф. Мазурка ор. 6 № 1: сл. 3-х частная форма с признаками рондо

Мендельсон Ф. «Песни без слов», № 14: двойная 3-х частная, близкая к рондо

Шопен Ф. Ноктюрн Des-dur = двойная 3-частная с чертами рондо

Шопен Ф. Вальс As-dur ор. 42: рондо-сюита

Дополнение

Отличия РОНДО от Сложной 3-частной формы

A B A C A A b A C a

1. Эпизоды и рефрен 1. Середина (С) – смысловой

равноценны по масштабу центр формы, максимальный

контраст по отношению к

окружающим частям

2. Кода – последний рефрен, 2. Реприза (часто сокращенная)

один из разделов формы результат, итог развития

3. Рефрен – всегда 3. Начальное построение может

однотональный быть модулирующим

4. не характерны знаки 4. типичны повторы, реприза

повторов da capo

Уроки музыки

Музыкальная форма: Рондо

С понятием форма мы встречаемся в повседневной жизни: форма одежды — рабочая, спортивная, школьная; геометрические формы — круг, квадрат, прямоугольник и т. д.Знаем все мы: форма — это
Очертание предмета.
По ней мы сразу узнаём:
Лётчика, шахтёра,
Врача и полотёра,
Повара, железнодорожника,
Пожарного и дворника.Если есть щитки и шлем,
Хоккеиста видно всем.
Бескозырка, брюки клёш,
Воротник, рубашка,
А под ней тельняшка.
Все тогда издалека
Распознают моряка.Форма учит нас порядку,
В ней мы делаем зарядку.
Форма музыке нужна,
С ней она всегда стройна,
В ней ведут себя достойно
Содержание и форма.Композитора можно сравнить с архитектором. Прежде чем построить здание, архитектор создаёт его план — форму — конструкцию. Композитор тоже выстраивает план будущего музыкального произведения. Для этого каждый композитор использует свои приёмы построения музыкальных произведений.С давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев. Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.По-французски «круг» — «рондо». Родиной рондо считается Франция. Здесь в старину был популярен народный танец с пением. Танец назывался рондо», что и означает круг, хоровод.Форма рондо — музыкальная форма, которая построена на повторности. Эта форма основана на многократном (не менее трёх раз) повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания.В рондо есть наиболее важная тема, которая называется РЕФРЕН – она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – ЭПИЗОДАМИ.Форма рондо, в силу своей выразительности, имеет обширную область применения в музыкальном искусстве. Очень часто его использование связано с образами шутливого, юмористического характера. В форме рондо написаны такие известные музыкальные произведения, как Рондо в турецком стиле В. А. Моцарта, «Ярость из-за потерянного гроша» Л. Бетховена, Рондо Фарлафа из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» и многие другие.

Людвиг ван Бетховен. «Ярость из-за потерянного гроша»

Рондо «Каприччио» соль мажор, op. 129 больше известно под своим подзаголовком «Ярость из-за потерянного гроша».Когда Бетховену исполнилось 25, он написал рондо «Каприччио», но так и никогда не сыграл его для своих современников. О короткой пятиминутной пьесе стало известно только после смерти Бетховена: её нашли в кипе бумаг, которые предназначались для продажи на аукционе. Это весёлое произведение имело необычный подзаголовок – «Ярость из-за потерянного гроша». Идея подзаголовка принадлежала не композитору, а его другу – Антону Шиндлеру.Название достаточно красноречиво поясняет музыку. Эта комическая сцена полна присущей Бетховену энергии, волевой устремлённости, динамики. Именно таков характер темы рефрена, не оставляющей сомнений в том, что ярость героя – шутливая.«Это великая бетховенская шутка, – отмечает музыковед Михаил Казиник, – бессмертная шутка гения и громовержца, написанная для одного лишь рояля. И каждый раз пианисты соревнуются друг с другом, кто сыграет её остроумнее, забавнее, задорнее: у кого проявится то самое бетховенское чувство юмора, приправленное щедрой порцией ярости?..»Современные музыковеды сравнивают это рондо с развёрнутым комическим рассказом-сценкой, где музыка передаёт различные контрастные эпизоды и ситуации: начальная безмятежность, затем обнаружение пропажи, чередования надежды и волнения. Далее следуют бестолковые поиски с блужданием по тональностям и нарушениями в композиции, создающими хаос. Наконец, бешеная ярость от безрезультатного поиска. Дополнительный комический эффект создаёт контраст понятий «ярость» и «грош». Это гнев по самому ничтожному поводу.Слушая рондо-каприччио, мы наблюдаем, как его герой в приступе гнева, под влиянием неконтролируемых эмоций теряет облик разумного уравновешенного человека. От звуков начальной весёлой и беззаботной темы в духе польки музыка переходит к бурным пассажам, трелям и арпеджио в низком регистре, напоминающим возмущённое рычание. И хотя это лишь музыкальная шутка, она приводит к выводу о необходимости сохранять человеческий облик в любой ситуации. «Учитесь властвовать собой».Сегодня рондо часто звучит в концертах и исполняется как именитыми музыкантами, так и начинающими.

Вольфганг Амадей Моцарт. «Рондо в турецком стиле»

Мелодия, которую вы сейчас услышите, любима многими людьми. Она очень известна и популярна во всем мире.«Турецкое рондо» Вольфганга Амадея Моцарта привлекает красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом произведении В. А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo Alla turca») часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты ля мажор для фортепиано.Звуки «Турецкого рондо» сразу же напомнили австрийцам хорошо знакомое звучание турецких военных маршей.Турция (называвшаяся тогда Османской империей) и Австрия (Osterreich, Восточная империя — именно так переводится с немецкого языка название страны) были давними и злейшими врагами, и воевали с перерывами с начала XVI века по конец XVIII века. Однако, несмотря на такую постоянную вражду, у австрийцев был сильнейший интерес и к турецкой культуре вообще, и к турецкой музыке в частности.Впервые австрийцы познакомились с игрой турецких музыкантов в 1699 году, когда в Вену прибыла турецкая делегация, чтобы отпраздновать заключение Карловицкого мирного договора, завершившего очередную австро-турецкую войну, продолжавшуюся 16 лет. Охрану делегации Османской империи несли янычары — турецкая пехота, и вместе с другими янычарами делегацию сопровождал и янычарский военный оркестр, который дал несколько публичных концертов для жителей Вены.Австрийцы пришли от янычарской музыки в такой восторг, что многие австрийские музыканты стали пытаться имитировать турецкую музыку на европейских музыкальных инструментах, и даже появились фальшивые турецкие оркестры, когда коренные австрийцы надевали на себя янычарскую одежду, и играли на привезённых из Турции инструментах.И никакие последующие австро-турецкие войны не смогли уничтожить любовь австрийцев к турецкой музыке. Дошло даже до того, что в 1741 году австрийское правительство обратилось к правительству турецкому с просьбой прислать турецкие музыкальные инструменты для императорского придворного оркестра. Инструменты были присланы.Это очень живая, бодрая, весёлая музыка, под неё можно делать всё что угодно, но вот чтобы ходить строем и маршировать по плацу — она для этого не подходит. И действительно, турецкие янычары никогда под музыку строем не ходили. Музыку играли перед боем, во время боя, и после боя, чтобы отпраздновать победу, а также во время торжественных мероприятий.Вольфганг Амадей Моцарт, когда писал «Турецкое рондо», переложил традиционную оркестровую турецкую военную музыку для исполнения на фортепиано, в результате чего слушать музыку в турецком стиле стало возможно и не собирая огромный янычарский оркестр, в любом доме, где был рояль или пианино. Хотя есть и аранжировки «Турецкого марша» для оркестрового исполнения.«Турецкое рондо» имеет трёхчастную форму с припевом. Повторяющийся припев – рефрен – придаёт форме черты рондо. Празднично-весёлая, танцевальная мелодия припева звучит с характерным арпеджированным сопровождением, напоминающим мелкую барабанную дробь.

Михаил Иванович Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»

В опере «Руслан и Людмила» Михаил Иванович Глинка использует форму рондо для характеристики одного из персонажей – Фарлафа. В арии Фарлафа наиболее полно раскрыты характерные черты его образа – трусость и бахвальство.… Крикун надменный,
В пирах никем непобеждённый,
Но воин скромный средь мечей…Так характеризует Фарлафа Пушкин.Фарлаф вместе с Русланом отправляется на поиски Людмилы. Однако «храбрый спаситель», завидя опасность, предпочитает спасаться бегством.Фарлаф…
Со страха скорчась, обмирал
И, верной смерти ожидая,
Коня ещё быстрее гнал.
Так точно заяц торопливый,
Прижавши уши боязливо,
По кочкам, полем, сквозь леса
Скачками мчится ото пса.Большая ария Фарлафа написана в форме рондо (отсюда и идёт её название): основная тема звучит несколько раз, чередуясь с двумя эпизодами.Какими же выразительными средствами нарисовал Глинка музыкальный портрет Фарлафа?Обычно хвастунишка много и быстро говорит – и композитор выбирает для арии очень быстрый темп. Вокальную партию он насыщает виртуозными приёмами, например частым повтором одних и тех же звуков. Это производит впечатление захлёбывающейся скороговорки. И слушатель невольно подсмеивается над таким «героем». Ведь выражение юмора вполне доступно музыке.Вопросы:

Из каких музыкальных разделов складывается форма рондо? Что означает слово «рондо»? Как называется главная, повторяющаяся тема рондо? Каков характер произведения, которое мы прослушали? Каким предстаёт Фарлаф в музыке М. Глинки? Слова для справок: уверенным, горделивым, смешным, глупым, самодовольным. Как вы думаете, почему композитор использовал именно форму рондо для характеристики Фарлафа?

Вступление

Жил-был один юноша по имени Федор. Он умел играть на флейте, фортепиано, скрипке, гармошке и даже на гуслях. Его отец делал музыкальные инструменты, и сыну нравилось пробовать их звучание еще с 4-х лет. А потом постепенно Федор научился играть и играл всё лучше и лучше.

Однажды, гуляя в лесу, он встретил девушку, которая очень красиво пела. Федор решил подыграть ей на своей флейте. Девушка сначала смутилась, но потом ей очень понравилось, как играл Федор. Ее звали Алиной. Они познакомились и решили петь и играть вместе. Федор и Алина стали выступать перед народом, всем очень нравился их дуэт.

Они так хорошо исполняли музыку, что сам император решил послушать их. За Федором и Алиной приехала торжественная королевская карета, им И тогда злые завистники перед концертом прокрались и испортили рояль, на котором должен был играть Федор. Он вышел на сцену, начал было играть, но услышал фальшивые звуки.

Федор не растерялся, схватил скрипку и сыграл так виртуозно, что музыка зазвучала ещё прекрасней. А голос Алины звучал просто божественно. Весь народ снова давался диву, а император пришел в такой восторг, что щедро наградил дуэт и подарил им волшебную карету для путешествий.

Но злодеи-завистники не остановились и решили испортить девушке голос. Они подсыпали ей в еду какое-то снадобье, и, съев ее, девушка потеряла способность петь. Тогда Федор отвез Алину к врачу. Оказалось, что нужно добыть противоядие, которое было очень трудно достать. Федор отправился в путь, нашел целительный пузырек и вылечил Алину.

Тогда им удалось выступить перед королями разных стран, и везде их щедро награждали волшебными подарками. Один из королей подарил Федору новую серебряную скрипку, другой подарил Алине волшебное платье, переливавшееся всеми цветами радуги. И когда они выступили – Федор со своей серебряной скрипкой и Алина в своем прекрасном платье – все жители, слышавшие их, стали самыми счастливыми и перестали огорчаться.

Следующие концерты Федора и Алины были поистине триумфальными. Они ездили по разным странам в волшебной карете и исполняли музыку, наполнявшую сердца людей добром и счастьем.

Муници пальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

г. Балаково
Методическое сообщение

с иллюстрацией

на тему:

« Анализ и работа над формой рондо в средних классах »
Подготовила преподаватель

МОУ ДОД «ДМШ №1»

Дмитриева Е.Ю.

Балаково

2011 год

Цель урока:

План:
I. Введение.
1) Происхождение термина «Рондо»

2) Исторические этапы развития:

Рондо французских клавессинистов (Ф.Куперен)

Рондо в немецкой музыке XVII-XVIII веков (И.С. Бах)

Венские классики (Гайдн, Моцарт, Бетховен).

Рондо романтиков

3) Исторические предпосылки образования
II . Полный анализ «Рондо» Г. Бенда
- показать исполнительский вариант «Рондо» Г.Бенда

Разобрать произведение, определить и изучить форму рондо

Провести анализ и работу над стилистикой рондо

III . Заключение

РОНДО – одна из самых распространённых музыкальных форм, прошедшая долгий путь исторического развития. В переводе означает «круг». В её основе лежит принцип чередования главной, неизменной темы – рефрена и постоянно меняющихся эпизодов. В каждую эпоху рондо развивалось по-разному. В различных национальных культурах существовали свои нормы сопоставления и взаимосвязи отдельных частей Рондо .

Выделяют 3 периода развития рондо:

Старинное (куплетное) рондо

Рондо классической эпохи

Послеклассическое рондо

Исторически все типы Рондо следовали друг за другом, внося некоторые изменения. Музыкальное мышление эволюционировало от однотемности и образной однородности материала в куплетном рондо через контрастно-оттеняющие и дополняющие взаимоотношения разделов в классическом рондо, и автономности и даже затмевающему рефрен контрасту эпизодов в послеклассическом рондо.

Куплетное рондо было одной из любимых форм французских и немецких клавесинистов. В большинстве это программные пьесы, обычно - миниатюры, самого разного характера. В этой форме композиторы писали и танцы. Рефрен излагает ведущую тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он квадратен и имеет форму периода. Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности. Он почти не меняется, варьирование его крайне редко. Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают тему рефрена, оттеняя её устойчивость. Таким образом, авторитет рефрена французских и немецких клавесинистов основывался на простой периодичной неизменной повторности. (музыкальные фрагменты из рондо Ф. Куперена, Г. Пёрселла и И.С. Баха)

Рондо в музыке венских классиков занимает большое место. Эта форма обрела уравновешенность и стройность. Части классического рондо строго регламентированы, свобода минимальна. Такое понимание формы соответствует общей для классиков концепции гармоничного и разумно устроенного мира. Область применения рондо в этот период - финалы или медленные части циклов. Среди образцов рондо в творчестве венских классиков мы встречаем такие произведения, как известную арию Фигаро из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Любопытно бетховенское фортепианное рондо под названием «Ярость из-за потерянного гроша», в котором сама форма - через многократные возвращения рефрена - помогает воплотить комическое несоответствие ничтожного повода и неутомимой энергии поисков

Итак, венские классики значение рефрена упрочили путём контрастного его соотношения с различными эпизодами.

(фрагменты музыки: Гайдн «Соната» e - moll III ч., Моцарт «Турецкий марш» из сонаты A - dur , Моцарт «Ария Фигаро»).

Романтики и последующие композиторы к рефрену относились как к источнику галереи образов и связующему компоненту всей композиции, поэтому они допускали в рефрене изменения. Рондо в новых условиях отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно - например, самостоятельная миниатюра, по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).

Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях, нередко также происходит нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд). (фрагмент из музыки Сенс-Санса «Интродукция и рондо-каприччиозо»)

В построении Рондо на равных основаниях участвуют два принципа: контраст и повторность-репризность. Произошла форма рондо подобно вариациям, от народной музыки.

Представим себе куплетную песню с припевом, слова запева каждый раз меняются, припев же остаётся неизменным. Вообразим теперь, что народные музыканты захотят переложить эту песню на инструменты, сыграть ее без слов. Очевидно, тогда придется, для того чтобы воспроизвести строение песни, каждый раз обновлять музыку «запева», сохраняя в неприкосновенности «припев».

Трудно утверждать, что именно таким путем возникло рондо, однако происхождение этой формы от народной хороводной песни с припевом несомненно. Само слово «рондо» в переводе с французского означает круг, движение по кругу, хоровод, круговую хоровую песню (пример «Рондо Фарлафа» из оперы М.И. Глинки)

Ученикам младших классов я объясняю строение формы рондо на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Окончательно складываясь как форма профессионального музыкального искусства, рондо всё дальше отходит от своего народного прообраза. Прежде всего «припев» становится наиболее важной по значению частью формы, основной темой, концентрирующей в себе характерные черты произведения. За основной темой закрепляется название рефрен (по-французски – припев). С рефрена, как правило, начинается произведение. Рефреном же форма и заканчивается. По мере развития рондо, части, чередующиеся с рефреном, «запевы» начинают всё более значительно отличаться от него и друг от друга и называются эпизодами. Итак, Рондо – музыкальная форма, в которой основная тема-рефрен возвращается несколько раз (не менее трёх), сменяясь другими темами-эпизодами. Если обозначить основную тему буквой А, эпизоды – последующими буквами латинского алфавита, то получится такая схема строения рондо: А В А С А D и т.д.

Мы рассмотрим Рондо G - dur чешского композитора Георга Бенды. Он являлся представителем Мангеймской школы. Это немецкое творческое исполнительское направление конца 18 века. В формировании его стиля большую роль сыграла именно чешская музыкальная культура, т.к. в капелле было много музыкантов чехов. Для этой школы были характерны такие черты как: подчёркивание динамических контрастов, причастие к динамическим нарастаниям (cresc. и dim.), выделение мелодических оборотов и излюбленные украшения. Мангеймская школа сохраняла единство своего облика до тех пор, пока не была заслонена достижениями Венской классической школы. Поэтому в творчестве Георга Бенды просматриваются не только элементы чешской мелодики и ритмики, но и другие музыкальные стили.

Ученица Баланда Таисия (4 класс) исполняет «Рондо» Г.Бенды

Рефрен

Вопрос : Сколько рефренов в Рондо, какую они имеют форму и характер музыки?

Ответ: В Рондо три одинаковый рефрена. Они имеют форму квадратного периода и танцевальный характер.

Пояснение: Период появился в европейской профессиональной музыке в 16-17 веках и в его формировании большую роль сыграли народные и бытовые танцы, а также песенно-танцевальные жанры, для которых характерна квадратность строения (4+4+4+4).

Вопрос: Чем отличаются два малых периода, входящие в состав рефрена?

Ответ: В первых пяти тактах они схожи, только во втором малом периоде басовый голос удваивается, идёт в октаву, а заканчиваются они разными каденциями: первый период – неполный, доминантовый, а второй – полный тонический.

(исполняем на фортепиано каждый период отдельно, а затем рефрен целиком).

Вопрос: Какие стилистические черты можно отметить в рефрене?

Ответ: Это мелизмы (группетто), мелкие, дробные мотивы и контрастная динамика.

Пояснение: Группетто приходится на слабую долю такта и способствует энергичному устремлению к сильной доле. Это подчёркивает изящество музыки, а также выявляет элементы танцевальной пластики (грациозные приседания в танце).

(работаем над исполнением группетто )

Продолжаю пояснение стилистических черт. Здесь встречаются мелкие, дробные мотивы и, в связи с этим, частые снятия рук помогают рельефнее выявить пластическое начало танцевальной музыки, а контрастная динамика характерна для сходных или одинаковых построений. Удвоение басов во втором малом периоде способствует большей объёмности и яркости звучания.

(работаем над штрихами и динамикой)

Вопрос: Есть ли в этом Рондо связующие элементы между рефреном и эпизодами?

Ответ: Связующие элементы здесь отсутствуют, а музыкальные материал вводится путём сопоставления, что подчёркивает контраст музыки рефрена и эпизодов.

Вопрос: Каково строение первого эпизода и его тональный план?

Ответ: Обычно он тяготеет к доминантовой тональности и имеет чёткую форму периода. В этом Рондо метрическое строение эпизода нарушено расширением второго предложения за счёт небольшого связующего элемента. Получается 4+5 такта. Также в басу мы видим органный пункт на доминанте.

Дополняю: органный пункт усиливает действие данной ладовой функции на длительное гармоническое пространство и имеет объединяющее значение, т.к. скрепляет разнородные элементы развития верхних голосов (играем партию левой руки)

Вопрос: Что можно сказать о верхнем голосе?

Ответ: Он лёгкий, прозрачный, с мелизмами, которые являются неразрывной частью мелодического рисунка, т.к. исполняются не за счёт звука, а плавно, как самостоятельный звук.

Пояснение: динамика piano и pianissimo с одной стороны подчёркивает прозрачность музыки, а с другой – придаёт ей «застывшее» состояние, которое только к концу эпизода под влиянием небольшого cresc rit . приводит к доминантовому предыкту, начинает «оживать», т.е. подходит к кульминации. (работаем над рельефностью исполнения верхнего голоса, динамикой и темповым отклонением)

Вопрос: Что следует за доминантовым предыктом?

Ответ: Очень выразительная мелодическая фигура, определяемая в немецком языке словом Bebung , т.е. дрожание, трепетание.

Пояснение: подчёркнутая выразительность музыки композиторов Мангеймской школы достигалась с помощью ряда характерных мелодических фигур, например, «вздохи-задержания» и Bebung. (работаем над обозначенным элементом)

Вопрос: Какую роль играет связующий элемент между эпизодом и вторым рефреном?

Ответ: Он вносит в музыку чувство напряжённого ожидания.

Дополняю: В связи с этим появление рефрена воспринимается как неизбежное, что содействует пластичности и органичности формы в целом и её круговому движению.

(проигрываем эпизод целиком)

Вопрос: Чем отличается второй эпизод от первого?

Ответ: Он имеет более развёрнутую форму. Это не малый период, а большой, с расширенным последним предложением.

Вопрос: Каков тональный план второго эпизода?

Ответ: Это одноимённый g - moll , во втором предложении следует отклонение в параллельную тональность B - dur , затем отклонение в тональность субдоминанты c - moll , а к концу эпизода приходим в тональность доминанты D - dur .

Пояснение: Второй эпизод обычно тяготеет или к одноимённой тональности, или к тональности субдоминанты.

Тая правильно определила все тональные отклонения. Такой неустойчивый тональный план наводит на мысль о более глубоком содержании музыки второго эпизода, нежели первого.

Вопрос: Какие стилистические черты ты можешь назвать?

Ответ: Это орнаментика, мелизмы, выделение отдельных мелодических оборотов.

Пояснение: Здесь как бы переплетаются два стиля – рококо и сентиментализм, т.к. за изяществом и галантностью музыки угадывается стремление композитора к яркой, драматической выразительности.

Вопрос: Что можно сказать о динамике?

Ответ: Здесь нюансировка более тонкая; мы чаще видим cresc. и dim.

Дополнение: Одним из важнейшим достижением Мангеймцев была новая динамика, т.е. постепенные длительные нарастания и затухания звучности. В отличие от внезапных смен piano и forte, всё-таки больше характерных для стиля барокко, а не для сентиментализма, ближе всего к которому стояла Мангеймская школа, стремление к тонкой нюансировке, постоянным сменам оттенков, понимались композиторами как «движение страстей», а не как «застывшие, низменные состояния души».

Вопрос: Что можно отметить в динамических оттенках?

Ответ: В первых двух предложениях мы видим небольшое cresc. и dim. Следующее предложение начинается длительным piano, а затем идёт большое cresc.

Пояснение: Второе предложение словно бы застыло в ожидании бури, а огромное cresc. подводит нас к кульминации всего произведения, к связующему элементу, состоящему из сложных по ритму «вздохов-задержаний», приводящих к доминантовому предыкту и плавному переходу к заключительному рефрену. (работаем над подходом к кульминации этого эпизода, а затем проходим весь эпизод).

Заключение

Анализ музыкальных произведений - сложный процесс, вызывающий определённые трудности у учащихся. Гёте писал: «Содержание чувствуют все, сущность понимают многие, форму понимают единицы». Для сочинений крупной формы свойственно более протяжённое развитие музыкального материала, а также большее разнообразие содержания. В Рондо, которое мы вам показали, переплетаются различные эпохи и стили. В связи с этим, труднее выявить характерные особенности отдельных образов и тем, чаще возникает потребность переключаться с одной художественной задачи на другую, требуется большой объём памяти, внимания, возникают трудности в достижении единого, целого образа, что характерно для произведений крупной формы. Поэтому работа над ними сложна как для ученика, так и для педагога. Она требует больших умений, опыта и специальных знаний. А эти знания помогут проникнуть нам в тайны музыкального содержания.

Список литературы:


  1. Г.Л. Головицкий «Куплетная, вариационная формы и форма рондо». – Советский композитор, М.,1962,с.60

  2. В.А. Цуккерман – Анализ музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии. ч.1,ч.2: «Учебник». - М.:Музыка,1988,175с., 1990,128с.

  3. Способин «Музыкальная форма». – М., 1987, 236с.

  4. Алексеев «Методика»

  5. Вахромеев «Элементарная теория музыки»

  6. Скребков «Анализ музыкальных произведений

РондО - старинная поэтическая твёрдая форма с рефреном из 8, 13 или из из 15 строк пятнадцати строк и нескольких строф. Рондо возникло очень давно, еще в 14 веке и стало известно в стихосложении как разновидность канцоны.

Канцона - это лирическое любовное стихотворение, первоначально куртуазная песня, наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров, перенятый позднее галисийско-португальскими и итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки. Канцона состояла обыкновенно из пяти - семи строф и завершалась одной укороченной, а чаще - двумя строфами в три - четыре стиха. Замыкающие канцону строфы назывались торнадами (окс. tornata - поворот)- в них содержалось указание на объект посвящения канцоны.

Базовая схема рондо AB/aAab/AB была детально разработана около 1300 г. как самой простая, восьмистрочная разновидность, которую мы позднее стали называть триолетом, но к концу XV века насчитывалось уже до 115 разных форм рондо, состоящих из разного количества стихов, например, известны рондо из 22 и из 25 стихов.

В настоящее время под РОНДО понимают французская форма небольшого стихотворения с двумя рифмами и разного вида рефренами, таких как:

1. 8-и строчное рондо: где первая и вторая строки повторяются в конце рондо и первый стих - в четвертой строке (триолет на любовную тему);

№1. Рондо. Жан Фруассар. (в переводе Леонида Иванова)


Замрёт моей при виде дамы,
В плену надежд и сладких грёз
Забьётся сердце, зной вдыхая роз.
Их запах свеж, но пышных лоз
Милей любви рубцы и шрамы,
Забьётся сердце, зной вдыхая роз,
Замрёт моей при виде дамы.

2. 9, 11, 12 или 13-и строчное рондо, начальные слова первой строки входят в виде коротких строк в середину и в конец стихотворения, как например:

№2 Печальный лик. Бенедикт Лившиц.

Печальный лик былой любви возник
В моей душе: вечерняя неистовая
Фантазия влечет меня в тайник
Минувшего, и, тихо перелистывая
Страница за страницею дневник,

Я вновь, любовь, твой робкий ученик,
Я вновь тебе подвластен, аметистовая
Звезда любви, явившая на миг
Печальный лик...

Таким образом, строки-рефрены на "лик" входят здесь в общую цепь рифм "возник - тайник - дневник" и т.д. С нею переплетается цепь гораздо более изысканных гипердактилических рифм: "неистовая - перелистывая - аметистовая" и далее "насвистывая - батистовая".

№3. Я плачу. Валерий Брюсов.

Я плачу. Вдоль пути печален сосен ряд.
Уснул ямщик, забыв стегать худую клячу.
Смотря на огненный, торжественный закат,
Я плачу.

Там, в небе пламенном, я, малый, что я значу?
Здесь тихо дни ползут, а там века летят,
И небу некогда внимать людскому плачу!

Так и в ее душе - я, только беглый взгляд…
И с мыслью обо всем, что скоро я утрачу,
С унылой памятью утерянных услад,
Я плачу…

№4. Не смею. Валерий Брюсов

Не смею все мечты вложить я в стих,
И все ж его ласкаю и лелею...
Но громко повторить среди других
Не смею.

И вот теперь, пред чем благоговею,
Несу на шум базаров городских...
Не осмеять ли детскую затею?
Не смею.

О, если б был, кто книгу дум моих
Прочел, постиг и весь проникся ею...
Хотя б на миг!.. Но верить в этот миг
Не смею.

3. Самое распространенное - КЛАССИЧЕСКОЕ РОНДО- 15-и строчное: начальные слова первого стиха повторяются в девятой и в заключительной строках. Рифменная схема aabba abbr aabbar, где r - это первая половина первой строки стихотворения, в некоторых случаях не рифмующаяся ни с чем, в иных случаях имеющая рифму a.

Примеры классического рондо:

№5. Манон Леско. Михаил Кузмин.

Манон Леско, влюбленный завсегдатай
Твоих времен, я мыслию крылатой
искал вотще исчезнувших забав,
И образ твой, прелестен и лукав,
Меня водил - изменчивый вожатый.
И с грацией манерно-угловатой
сказала ты: "пойми любви устав,
Прочтя роман, где ясен милый нрав
Манон Леско."
От первых слов в таверне вороватой
Прошла верна, то нищей. то богатой,
До той поры, когда без сил упав,
В песок чужой, вдали родимых трав,
Была зарыта шпагой, не лопатой
Манон Леско!

№6.Твои шаги. Михаил Кузьмин.

В пророческом кружится дух бреду,
Кадилами священной лихорадки,
И шелестят в воздушном вихре схватки
Твои шаги.

Так верится в томительном аду,
Что на пороге прах пустынь найду!
Полы порфирные зеркально гладки...
Несут все радуги и все разгадки
Созревшему, прозрачному плоду
Твои шаги.

№7. Твои шаги. Михаил Кузьмин

С чего начать? толпою торопливой
К моей душе, так долго молчаливой,
Бегут стихи, как стадо резвых коз.
Опять плету венок любовных роз
Рукою верною и терпеливой.

Я не хвастун, но не скопец сонливый
И не боюсь обманчивых заноз;
Спрошу открыто, без манерных поз:
"С чего начать?"

Так я метался в жизни суетливой, -
Явились Вы - и я с мольбой стыдливой
Смотрю на стан, стройней озерных лоз,
И вижу ясно, как смешон вопрос.
Теперь я знаю, гордый и счастливый,
С чего начать.

№8. Ты приснился под утро. Галина Римская

Ты приснился под утро, нагими лежали в росистой траве,
Облака перламутром смеялись, сверкая в ночной тишине.
Припаду я губами к груди, слышишь, сердце стучит невозможно,
Расскажи мне дыханьем, как любишь, а я прикоснусь осторожно
К тем порталам сознанья, к которым склоняюсь в своём волшебстве,
Прошептав мне признанье, взлетим к серебристой далёкой звезде.
О, любимый, о, Боже, мне в сильных руках так тепло и надёжно,
Засыпаем на ложе…люблю, я касаюсь тебя бестревожно…
Ты приснился под утро.

И отстанут от Ладо друзья в безнадёжном своём сватовстве,
Никого ей не надо, – она растворилась в своём божестве…
Милый, добрый, любимый, сошью я рубашку душою – не сложно!
Ангел Света незримый, поправить Судьбу при желании можно…
Я Богиня, мы рядом, вдвоём, в подвенечном своём торжестве…
Ты приснился под утро.

4. В русской поэзии 18 века Рондо назывались расширительно и более свободные формы стихотворений с длинными рядами одинаковых рифм.

Известно например, Сложное Рондо, состоящее из 25 строк, схемы его рифмовки у разных авторов разнятся, примеров для этого вида рондо я не нашла. Иногда Сложное Рондо появляется у авторов под названием Большой Рондель: 25 строк, где все четыре строки первого катрена повторяются в качестве заключительного стиха в последующих катренах, а в заключение, как у классического, следует пятистишие, например:

№9. Зимний сон. Любовь Ильенкова.

Поёт Зима. Протяжным эхом
Ей вторят с грустью небеса.
Пуржит метель и, с диким смехом,
Дарует Миру чудеса.

Уж сном опутаны леса –
Укутаны любовно снегом.
А где-то слышно голоса –
Поёт Зима с протяжным эхом…

Весь дол укрыт белёсым мехом,
Застыла инеем роса,
И хвалит люд Зимы утехи,
Лишь вторят с грустью небеса…

Не видно Солнца-колеса.
И, заметая след за следом,
Снежинки ищут адреса –
Метель кружит их, с диким смехом.

Во льдах речных уснуло небо.
Да только тучи-паруса
Бегут, гонимы буйным ветром,
Даруя Миру чудеса…

Нарушив чистоту листа
Витком, под блеклым денным светом
Уж первая строка поэтом
Записана давно с холста
«Поёт Зима. Протяжным эхом…»

В заключение - еще несколько слов из истории. РОНДО (франц. rondeau от rond - круг), твёрдая форма в поэзии, так или иначе опирающаяся на средневековые образцы. Она достигла своего расцвета в Западной Европе XVI-XVII веков. В России известна с В.К. Тредиаковского. В XIX-XX столетиях сохранилась в стилизациях.

Среди массы предметов и явлений, связанных с кругами, круговыми движениями и всевозможными округлостями и обозначающимися однокоренными словами, есть и слово "хоровод", которое во Франции, как и во многих других странах, связано с народным танцем. Недаром говорят "кружиться в хороводе", то есть делать круг и возвращаться на исходную точку. Эта схема перешла из хороводов в поэзию (где "рондо" называются стихотворения с периодичными повторами слов или стихов) и в музыку. Эта форма тесно связана с человеком, она удивительно соизмерима с ним. Как часто в жизни мы с разных сторон возвращаемся к одному и тому же действию, месту, явлению. Рондо своеобразно запечатлевает эту закономерность нашего бытия.

Принцип рондо даёт множество возможностей. Прежде всего, это чрезвычайная ясность и стройность структуры, её законченность и устойчивость за счёт повторения рефрена. При этом, рондо имеет замечательные возможности для контрастов разного рода (между рефреном и эпизодами). Кроме того, важной является возможность насытить всю конструкцию развитием, хотя при этом к принципу рондо добавляется какой-то иной принцип формообразования, который отчасти подавляет первый. Форма рондо замечательно сочетает в себе единство и динамизм.

КЛАССИЧЕСКОЕ РОНДО возникло, как более изысканный вариант ронделя: его рефрен сокращается до минимального намека, в середине и в конце стихотворения повторяется не вся первая строка, а ее начало, остающееся даже без рифмы - как бы недоговоренное. В классическом рондо 15 строк с рифмовкой ААББА+АББх+ААББАх (где х - повтор начала первого стиха). Нередко этот порядок рифм нарушается, но позиции повторяющихся полурефренов сохраняются твердо.

Совет по написанию классического рондо:

Как и во всех твердых формах с рефренами, художественный эффект рондо состоит в том, что заданный полурефрен, появляясь каждый раз с кажущейся естественностью, в новых контекстах получает новый, несколько иной смысл.

Loading...Loading...