Волевые действия разделяют на простые и сложные. Волевое действие это в психологии Исполнительные этапы волевого действия

Психология. Учебник для средней школы. Теплов Б. М.

§66. Анализ волевого действия

§66. Анализ волевого действия

Волевое действие, как мы знаем, предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Это значит, что человек, прежде чем приступить к действию, намечает мысленно, для чего и как он будет действовать,- прежде чем действовать фактически, он действует мысленно.

С другой стороны, волевое действие - это действие в затруднённых условиях, действие, связанное с преодолением каких-либо препятствий. Отсюда следует, что «мысленное действие», предшествующее фактическому, не может ограничиться простым сознаванием цели и средств её достижения, а включает в себя сложный процесс обсуждения различных возможностей: действовать или воздержаться от действия, в каком направлении действовать, каким путём и какими способами действовать. Этот процесс заканчивается принятием решения.

За принятием решения следует переход от «мысленного действия» к фактическому, т. е. приведение этого решения в исполнение.

Таким образом, мы можем выделить две основные стадии волевого действия: 1) подготовительную стадию- «мысленное действие»,- заканчивающуюся принятием решения, и 2) завершающую стадию - «фактическое действие»,- заключающуюся в исполнении принятого решения.

В тех случаях, когда действовать надо немедленно, решение и исполнение непосредственно следуют друг за другом, решение непосредственно переходит в исполнение.

Примером волевого действия такого типа может служить эпизод в романе Н. Островского «Как закалялась сталь», когда Корчагин, военком батальона, на манёврах территориальных частей получает от начальника штаба полка приказание слезть с лошади и участвовать в манёврах пешком. Приказание отдано в очень резкой форме с оттенком насмешки над инвалидностью Корчагина.

«Корчагина словно хлестнули плёткой. Рванул коня уздой...» Несколько минут в нём «боролись два чувства: обида и выдержка». Победило второе: «Корчагин был военком батальона, этот батальон стоял за ним. Какой же пример дисциплины показал бы он ему своим поведением!..» Решение беспрекословно подчиниться приказанию, несмотря на несправедливость и резкость его, тотчас переходит в исполнение: «Он освободил ноги из стремян, слез с лошади и, превозмогая острую боль в суставах, пошёл к правому флангу».

В других случаях решение касается не отдельного и притом безотлагательного действия, а направления и характера деятельности, растягивающейся иногда на очень долгое время и состоящей из многих отдельных действий, не поведения в данный момент, а программы будущего поведения, не того, как поступить сейчас, а того, как поступать в будущем в определённых ситуациях. Человек может принять решение окончить школу отличником, не курить, определённым образом держать себя с тем или другим человеком и т. п.

Примером решения такого типа может явиться другой эпизод из той же книги Н. Островского, когда Корчагин, до конца поняв грозный ход своей болезни, стал перед вопросом: «Как же должен он поступить с собой сейчас, после разгрома, когда нет надежды на возвращение в строй?.. Что же делать?..» Два направления чувств и мыслей борются в нём. Одно ведёт к самоубийству: «Для чего жить, когда он уже потерял самое дорогое - способность бороться?.. Умел неплохо жить, умей во-время и кончить». Другое ведёт к тому, чтобы найти возможность сделать свою жизнь полезной, несмотря на болезнь; самоубийство - «самый трусливый и лёгкий выход из положения.. Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной».

В течение долгих часов, проведённых в старом парке приморского города, Корчагин, по его выражению, «устроил заседание «политбюро» и вынес огромной важности решение» - вырваться из железного кольца и вернуться в строй с новым оружием в руках.

В таких случаях принятие решения приводит не прямо к исполнению, а к возникновению намерения, представляющего собой внутреннюю настроенность действовать в будущем в определённом направлении.

Однако намерения имеют значение не сами по себе. Они нужны только как подготовка к действию. Человек, вооружённый самыми хорошими намерениями, но не реализующий их в деятельности,- человек слабой, а не сильной воли. Воля проявляется в принятии решения, но гораздо больше проявляется она в исполнении этих решений. Множество людей принимают решение и вооружаются намерением бросить курить, но обнаружит сильную волю в этом вопросе только тот, кто сумеет осуществить это решение.

Решение и намерение - необходимые звенья волевого действия, но важнейшим, центральным пунктом его является исполнение решения.

Первая подготовительная стадия волевого действия, заканчивающаяся принятием решения, может протекать различно. При наличии внутренних препятствий начальная стадия волевого действия иногда принимает характер борьбы мотивов.

Внутренние препятствия, как мы знаем, выражаются в конфликте противоречащих друг другу побуждений. Этот конфликт и развёртывается в борьбу мотивов, включающую в себя взвешивание, обсуждение, оценку противоречащих желаний, стремлений, чувств. В обоих приведённых эпизодах из жизни Павла Корчагина мы наблюдаем такого рода борьбу мотивов: в первом случае борьбу между чувством обиды и выдержкой, дисциплинированностью, во втором случае - между отчаянием и тягой к «бумажному героизму», с одной стороны, и стремлением к борьбе, железной настойчивостью и чувством долга подлинного большевика - с другой.

При борьбе мотивов дело идёт о цели и направлении действия, а не о способах выполнения его. Принимаемое решение касается того, что делать, а не того, как делать. Перед Корчагиным в первом эпизоде стоит вопрос о том, исполнить ли беспрекословно несправедливое приказание, а не о том, каким способом его исполнить.

Борьба мотивов в подлинно волевом действии - это борьба между сознанием долга, чувством долга и какими-либо противоречащими долгу побуждениями.

У Корчагина в эпизоде на манёврах происходит борьба между чувством обиды, готовым перейти в аффективную вспышку («Рванул коня уздой..»), и сознанием того, что он должен показать своему батальону пример дисциплины. Сущность внутренней борьбы Корчагина во время долгих размышлений его в старом парке сводится к решению вопроса: как он должен поступить? Чего требует от него долг большевика?

В других случаях в подготовительной стадии волевого действия на первое место выдвигается выбор способа действия. Чаше всего это бывает в тех случаях, когда трудность заключается в преодолении внешних, а не внутренних препятствий: нет конфликта мотивов, цель действия ясна, но не ясно, какими путями можно достичь этой цели, как преодолеть трудности, стоящие на пути к ней. В этих случаях нужно произвести выбор между разными способами действия, нужно, иначе говоря, составить план действия. Решение здесь должно касаться не вопроса о цели, а вопроса о средствах и путях достижения её.

Возьмём снова пример из книги Н. Островского «Как закалялась сталь». Павел Корчагин встречает на шоссе петлюровца, ведущего арестованного Жухрая. «Сердце Корчагина заколотилось со страшной силой Мысли бежали одна за другой, их нельзя было схватить и оформить. Слишком мал был срок для решения. Одно было ясно: Жухрай погиб. И, смотря на подходивших, Павел затерялся в рое охвативших его чувств. «Что делать?» В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер. Как только пройдут мимо, выстрелить в спину вот этому, с винтовкой, и тогда Фёдор свободен. И от мгновенного решения прекратилась пляска мыслей». Он поравнялся с Жухраем, наступает мгновенье, когда надо действовать. «Но голову сверлила тревожная мысль: «Если я выстрелю в него и промахнусь, то пуля может попасть в Жухрая...» Разве можно было думать, когда петлюровец уже был рядом? И случилось так: с Павлом поравнялся рыжеусый конвоир; Корчагин неожиданно бросился к нему и, схватив винтовку, резким движением пригнул к земле».

Ни о какой борьбе мотивов здесь нет и речи. Огромное напряжение всех психических сил целиком направлено в одну сторону: отыскать способ действия, план действия. Несмотря на очень короткий срок, в душе Павла развёртывается сложный ряд процессов. Сначала растерянность, недоумение, «рой» сменяющих друг друга чувств и мыслей. Затем мгновенно возникает первое решение, и «пляска мыслей» прекращается. Но когда уже подходит время действовать, когда, казалось бы, некогда думать, выясняется неудовлетворительность этого решения, и буквально в последние мгновенья оно заменяется новым: не стрелять, а вырвать винтовку из рук конвоира. Возникновение этого последнего решения так тесно слито во времени с исполнением, что самому Корчагину его действия представляются «неожиданными». На самом деле и в этом случае «фактическому действию» предшествовало «мысленное», исполнению предшествовало решение, хотя они и отделялись друг от друга всего лишь незначительной частью секунды.

Выбор способа действия требует работы мысли и иногда очень сложной работы (у Корчагина «мысли бежали одна за другой», «прекратилась пляска мыслей», «голову сверлила... мысль», «разве можно было думать?..» и т. д.). Однако составление плана, входящее в волевое действие, является не только мыслительным, но и волевым процессом, поскольку план составляется не как «план вообще», не как план действий, теоретически возможных в данной ситуации, а как мысленное предвосхищение реального действия, как обязательство для исполнения. Каждый из нас может, мысленно став на место Корчагина, решать задачу за него, отыскивая наилучший в его положении способ действия. Но наша психическая деятельность в этом случае будет только мыслительной, тогда как у него она была одновременно и мыслительной и волевой.

При преодолении как внутренних, так и внешних препятствий воля проявляется в уменье заставить себя сделать то, чего требует чувство долга.

Развитое чувство долга - ценнейшее качество человека и самое важное условие формирования морально воспитанной воли. Вырастая в самый сильный мотив человеческих действий, чувство долга ведёт к совершению подвигов, делает человека героем.

В день юбилея Красной Армии, 23 февраля 1943 года, на привале состоялось комсомольское собрание батальона 254-го Гвардейского стрелкового полка. Обсуждали, как лучше выполнить боевой приказ - взять деревню Чернушку.

На собрании выступил комсомолец Саша Матросов - молодой белокурый паренёк с автоматом на груди. Оглядев товарищей, он сказал торжественно и властно:

Мы выполним приказ! Я буду драться с немцами, пока мои руки держат оружие, пока бьётся моё сердце. Я буду драться за нашу землю, презирая смерть!

Всю ночь батальон шёл бездорожьем, через лес. На остановках Саша Матросов не один раз говорил в эту ночь своим друзьям:

Ну, братва, помни уговор наш: воевать, так воевать. Надо будет - умри, а дело сделай.

Подступы к деревне Чернушке преграждали три вражеских дзота; два фланговых удалось блокировать, но центральный дзот вёл яростный огонь и не давал возможности пересечь поляну, отделявшую позицию батальона от деревни. Группы автоматчиков, высылавшиеся для ликвидации дзота, погибали, как только выползали на поляну. Нельзя было прорваться к деревне, не остановив, хотя бы временно, огонь вражеского пулемёта.

Саша Матросов скрытно подполз сбоку к дзоту и дал очередь по амбразуре. Его пули попали в амбразуру; пулемёт замолчал, но через несколько секунд снова ожил. Тогда Матросов вскочил на ноги, рванулся вперёд и своим телом закрыл амбразуру. Огонь мгновенно прекратился. Воины бросились вперёд, и дзот был взят.

Так комсомолец Саша Матросов сдержал своё слово и действительно до конца выполнил свой долг. Решимостью пожертвовать своей жизнью он заслужил высокое право на бессмертие. Гвардии рядовой Герой Советского Союза Александр Матросов навечно зачислен в списки роты, с которой он шёл в бой под Чернушкой (см. «Правду» от 12 сентября 1943 года).

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

Выполнение волевого акта

автора Войтина Юлия Михайловна

63. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ Любое волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием.Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно.

Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович

1. Место действия В этой игре ты можешь стать всем, чем хочешь! Тимоти Лири15 «Первой ассоциацией, которую вызвала у меня эта книга, был роман Германа Гессе "Игра в бисер". Мастер Игры у Гессе должен составить партию из запахов летнего утра, мелодии Моцарта и математической

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

6.7. Природа волевого усилия Природа волевого усилия до конца еще не раскрыта. Каковы физиологические механизмы возникновения волевого усилия, каким путем человек регулирует его интенсивность, т. е. энергию, - все это остается пока не выясненным до конца (что дает

Из книги Библия языка телодвижений автора Моррис Десмонд

6.8. Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия Волевое усилие возникает не спонтанно, а под влиянием самостимуляции, которая является психологическим механизмом волевой активности. Одним из первых на сознательную самостимуляцию волевых усилий обратил

Из книги Я слышу, что вы думаете на самом деле [фрагмент] автора Иванова Светлана Владимировна

6.9. Характеристики и виды волевого усилия Волевое усилие может иметь различную степень выраженности как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявляемую тем или иным человеком силу воли.Волевое усилие характеризуется и таким свойством,

Из книги Мораль и разум [Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла] автора Хаузер Марк

8.3. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества) Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения

Из книги Опыты исследования личной истории автора Калмыкова Екатерина Семеновна

Оценка силы и длительности волевого усилия по А. Н. Шадрину Новизна подхода заключается в отказе от оценки субъективных ощущений испытуемого, обычно выражающихся в словесных формах типа «устал», «очень устал», «скоро не смогу» и т. д. В основу предлагаемой методики

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

ДЕЙСТВИЯ Все животные совершают действия; большая часть животных только этим и занимается. Кроме того, почти все животные создают артефакты, конструкции или изделия, такие, как гнезда, паутина, лежбища и норы. Обезьяны, судя по всему, способны к абстрактному мышлению. Но

Из книги Рациональные перемены автора Маркмен Арт

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ Игровые сигналы, правила игры и игривостьИгра - это деятельность, характеризующаяся прежде всего бесполезностью. Во время игры мы в некотором роде испытываем на прочность окружающий мир и самих себя.Для начала разграничим игру и специальное обучение.

64. Анализ сложного волевого действия Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью. Однако такие действия, как ходьба, устный счет в пределах таблицы умножения, речевое общение с близкими, родными и т. д., не являются

Из книги автора

Действия Перечислите действия, которые вы можете предпринять для продвижения к своей цели. Пока не думайте о том, как их выполнять. Руководствуясь изложенным в главе 4, вы сможете выработать план на основании записанного, теперь же сосредоточьтесь на определенных

Воля – это одно из наиболее сложных явлений в современной психологии. Это некая внутренняя сила, способная управлять вашими решениями, поступками, а, вследствие этого, и результатами действий. Именно благодаря волевому характеру личность способна не только ставить перед собой, невыполнимые на первый взгляд, цели, но и достигать их, преодолевая какие-либо препятствия на пути к этому.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ:

1. является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному решению;

2. является действием необходимым по внешним (социальным) или личным причинам, то есть всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению;

3. имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения);

4. в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.

Все волевые действия подразделяются на простые и сложные. Простые волевые действия состоят из трех структурных элементов:

1) мотив, совмещенный с целью,

2) исполнение действия;

3) оценка результата.

Простые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями и реализуются в основном в форме навыков.

В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты. Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему дорогу. В этом движении можно выделить все четыре компонента: восприятие транспорта – сенсорный компонент; мысль о том, что опасно стоять близко к проезжей части дороги, - центральный мыслительный компонент; непосредственное передвижение – моторный, двигательный компонент и удостоверение о том, что вы переместились в безопасную зону – контрольный компонент.

В различных движениях тот или иной из первых трех компонентов приобретает ведущее значение. Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компоненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями. Они характеризуются кординационно–качественными и временными параметрами. Скорость, с которой человек может реагировать на раздражитель, называется временем реакции (ВР). Время реакции зависит от: модальности стимула (на зрительный стимул ВР больше, чем на слуховой); интенсивности раздражителя (увеличение интенсивности раздражителя до определенного предела сокращает ВР); тренированности; установки на совершение данного действия действующих органов (правые рука и нога реагируют на стимул быстрее, чем левые); возраста и пола; сложности реакции на комплексный раздражитель.

Двигательные реакции подразделяются на простые и сложные. Простая реакция – ответ на одиночный стимул одним определенным действием (например, нажатие на кнопку в ответ на красный свет). Сложная реакция связанна с необходимостью принятия решений (например, при красном свете – нажать на кнопку, а при зеленом – переключить тумблер).

СЛОЖНЫЕ ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Рассмотренные выше простые действия, операции, навыки имеют простую структуру эти действия, как правило, совершаются стереотипно.

Более развернутую структуру имеют сложные волевые действия. В структуре сложного волевого акта существенны стадии формирования цели, предрешения, моделирования значимых условий деятельности, программирование исполнительских действий, обработка текущей информации о достигаемых промежуточных результатов, текущая коррекция действий и оценка итогового результата

Для каждого этапа сложного волевого действия характерно специфическое волевое состояние, проявление соответствующих волевых качеств личности.

Рассмотрим подробнее каждый этап сложного волевого действия.

1. осознание возможностей удовлетворения актуализированной потребности, борьба мотивов (стадия предрешения);

Каждая потребность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей – процесс формирования цели действия.

В сложных условиях поведения этот выбор нередко сопровождается столкновением противоречивых побуждений – борьбой мотивов. Борьба мотивов может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большой затратой нервной энергии (иногда очень мучительной). Борьба мотивов – противоборство различных желаний. Прежде чем желание превратиться в цель деятельности, человек оценивает, обосновывает его, взвешивает все «за» и «против». Особенно напряженно борьба мотивов происходит между желаниями личными и социально значимыми, между доводами чувства и разума. Эта напряженность усиливается, если предстоит принять особенно ответственное решение.

Желания различаются по их уровню, то есть по степени социальной значимости и эмоциональной силе. Если из двух желаний одного уровня одно становится более сильным, то никакой борьбы мотивов не происходит.

Сомнения и колебания возникают при выборе одного из вариантов в ряду одинаково сильных желаний. Волевое усилие здесь проявляется в способности человека руководствоваться своими принципами, жизненными позициями в преодолении эмоций ради достижения цели.

В деятельности различных людей не всегда имеет место противоборство мотивов. Многие люди руководствуются мотивами, не учитывающими требований среды, и их поведение становится социально неадаптированными.

2. Принятие решения. Из ряда возможных целей индивид выбирает ту, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях для данной личности.

Различаются пять типов принятия решений:

1) импульсивные – процессы построения гипотез резко преобладают над процессами контроля;

2) решение с риском;

3) уравновешенные;

4) осторожные;

5) инертные – контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими неуверенно и медленно.

Принимая решение, человек стремится к максимальному успеху при минимальных потерях. Но люди по-разному оценивают выгоды и потери. Так, рискуя в каком-то деле повредить репутации, один человек безоговорочно отклоняет данное действие, другой колеблется, третий не придает этому риску значения.

3. Цель действия, то есть психическая модель его будущего результата в дальнейшем и выступает системообразующим фактором всех средств их достижения.

Цель определяет значимость всего того, что имеет к ней то или иное отношение, организует поле сознательной сферы субъекта. Наши цели подчиняют себе и наше восприятие, и наше мышление, и нашу память. Лишь в отношении к нашим целям то или иное воздействие приобретает информационный характер.

4. Осознание задач деятельности и выбор способов деятельности. Вслед за выдвижением цели деятельности осознаются ее задачи, детально планируются пути и средства достижения цели. Деятельность человека протекает в определенных условиях и зависит от них. Соотнесение цели деятельности с данными условиями – осознание задач деятельности.

5. Формирование программы – ориентировочной основы действий. Ориентировочная основа действий для человека – знания, система представлений и понятий. Человек действует в зависимости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает. Формируя ориентировочную основу действия, человек преобразует в уме исходные условия в систему, необходимую для достижения цели.

6. Исполнение действий и его текущая корректировка. Действия исполняются определенным способом – индивидуализированной системой операций, обобщенных действий. В зависимости от уровня психического развития человека, его опыта, знаний и других индивидуальных особенностей, каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами.

7. Достижение результата деятельности и его итоговая оценка. Целесообразность поведения определяется прежде всего достижением результата

  1. Понятие воли и волевого действия. Структура волевого действия.
  2. Функции воли.
  3. Физиологические основы воли.
  4. Волевые качества личности.
  5. Индивидуальные особенности воли.
  6. Диагностика.

1. Понятие воли и волевого действия. Структура волевого действия

Воля – это способность души, определяющая и побуждающая активность человека (К.К. Платонов).

Воля – это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления (Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь).

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков (Маклаков А.Г.; Гамезо М.В.).

Таким образом, главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности.

К внутренним (субъективным) препятствиям можно отнести усталость, страдание, желание развлечься, инертность, леность человека и др.; к внешним – время, пространство, физические свойства вещей (нет инструментов или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута) и др.

В психологии проблема воли существует в двух вариантах: первый представлен традиционной проблемой самодетерминации, второй – проблемой саморегуляции. Волевая регуляция в варианте самодетерминации происходит через изменение смысла действия, обеспечивающего его побуждение, или, наоборот, его торможение. Изменение смысла действия – необходимый психологический механизм волевого действия. Так, по мнению Л.М. Веккера, регуляция поведения и деятельности может происходить на трёх уровнях: сенсорно-перцептивном, произвольном и волевом:

1)на сенсорно-перцептивном уровне образы, регулирующие движения и действия, управляют поведением субъекта вне зависимости от его желания; действия непроизвольные – действия, совершаемые без постановки цели, неосознаваемые, совершаемые под воздействием восприятия (отдёрнул руку от горячего и пр.). Импульсивные действия – это действия, «запущенные» стимулом, совершаемые мгновенно, без обдумывания, кратковременные и нередко немотивированные.

Например, бывают случаи, когда человек осознаёт то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия и принято называть импульсивными. Степень их осознания резко снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, Воля связана с мыслительной деятельностью (выбор цели и средств для её достижения; выполнение задуманного действия) и чувствами.


2)на произвольном уровне действия регулируются сознательно и предполагают намерения, планомерность, контроль. Здесь действия производятся самим субъектом по определённому мотиву и не нуждаются в волевой регуляции, так как компоненты личности остаются невключёнными; действия произвольные – действия, совершаемые с постановкой цели, свободно выбранные, осознанные и мотивированные; на рис. 1 представлен механизм произвольного действия.

Рис.1. Механизм произвольного действия

3)волевая регуляция возникает тогда, когда человек встречается с препятствиями, трудностями. На этом уровне личность становится субъектом деятельности. На этом уровне человек вынужден создавать дополнительные мотивы (смыслы действия) и действие выполняется не ради первоначального мотива, а ради личностных ценностей человека или других людей. Таким образом, волевая регуляция – это подключение к непосредственным мотивам личностно значимых, чаще нравственных. Чем более нравственен человек, тем легче он осуществляет волевые действия.

Волевая регуляция есть высший уровень регуляции, являющийся разновидностью произвольного регулирования, особой формой его проявления (Иванников В.А., Веккер Л.М. и др.).

В настоящее время наиболее перспективным является системное изучение процессов, принимающих участие в регуляции деятельности и поведения человека, овладения им самим собой (Абульханова-Славская К.А., Конопкин О.А., Калин В.К., Шульга Т.И. и др.).

Волевая регуляция как высший уровень произвольной регуляции нацелена на совершенствование деятельности и поведения человека, а в конечном итоге на изменение его личности, т.е. волевая регуляция, с одной стороны, направлена на изменение результатов конкретной деятельности, а с другой – на самоизменение. Функциональная структура процесса волевой регуляции состоит из трёх компонентов : 1)мотивационно-побудительное звено (цель, мотивы); 2)исполнительское звено (способы действий и поведения как внешние, предложенные кем-то, так и внутренние, выработанные самими; 3)оценочно-результативное звено (результаты действий и результаты самоизменения субъекта).

На рис. 2 представлен механизм волевого действия.

Потребность - Мотив Цель План Реализация плана Рефлексия

Рис.2. Механизм волевого действия

(М1 и М2 – дополнительные мотивы)

Волевая регуляция – высший уровень произвольной регуляции. Она характеризуется намерением, целенаправленностью, осознанностью, принятием решений, идущих от субъекта. Волевая регуляция реализуется в условиях преодоления субъективных и объективных трудностей, изменений в мотивационно-побудительной сфере деятельности и нацелена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности и собственной личности.

Волевые действия – это действия, которые характеризуются следующими особенностями:

1)имеют целенаправленный характер;

2)поставленная цель осознаётся (отражается во второй сигнальной системе, т.е. обозначается конкретными словами);

3)на пути к цели преодолеваются внешние (внутренние) трудности (Гамезо М.В.; Маклаков А.Г. и др.).

Следует отметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствий является волевым: например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны, прежде всего, внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь её.

Волевые действия бывают простыми и сложными . Простые волевые действия привычны, препятствия легко преодолимы (например, «Так не хочется сегодня делать зарядку, обливаться холодной водой, но… я ведь решил закаливаться, и я буду всё это делать».). Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится человеком, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели. Сложные волевые действия включают в себя целый ряд более простых, связаны с преодолением внутриличностных конфликтов и внешних препятствий, требуют больших усилий (например, подготовиться к экзамену, завершить образование, добиться успехов в спорте, преодолеть негативные черты характера, сформировать желаемое качество личности, выбрать или сменить профессию, вступить в политическую партию, выбрать супруга, поменять место жительства и др.). Они служат основой трудовой, учебной и других видов деятельности. Профессиональный и личностный рост человека невозможен без осуществления сложных волевых действий.

Например, чтобы получить профессию учителя, нужно поступить в педагогический университет, полностью выполнить все учебные программы, прочитать и усвоить большое количество специальных источников, сдать необходимое количество зачётов и экзаменов. Цель конечная – стать учителем – может быть привлекательной, но для её достижения потребуется выполнять действия, многие из которых выступают для человека как трудные, нежелательные, неприятные. В то же время у него возникают актуальные потребности и мотивы, желания, непосредственно не связанные с этой целью, но в данный момент являющиеся для него наиболее привлекательными – чтение, спорт, отдых и многое другое, от чего быстро и легко можно испытать чувство удовольствия.

Чтобы эффективно выполнять учебную деятельность, студенту придётся убеждать или заставлять себя совершать менее привлекательные и более трудные действия, отказываясь от более лёгких и приятных, что может вызывать усталость, утомление, раздражение. Данные чувства также требуют преодоления, иначе они будут ухудшать результаты работы. Понадобиться делать выбор между тем, что хочется, и тем, что необходимо, разрешать внутриличностный конфликт.

Обучение в вузе часто сопряжено с преодолением различных внешних препятствий, например, переездом в другой город, устройством жилья, поиском нужной литературы, соблюдением режима и т.п. Преодоление этих препятствий также требует от человека реализации волевых действий. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает.

Пример сложного волевого действия: альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т.д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут своё восхождение. Или: когда человек хочет утолить жажду, он встаёт, наливает воду в стакан и т.д.

Вместе с тем следует учитывать, что высокая субъективная значимость цели, острота противоречивых тенденций во внутреннем конфликте, трудности преодоления внешних препятствий могут превысить возможности человека, оказаться непосильными. Например, если юноша выбирает профессию без учёта своих реальных способностей, спортсмен ставит перед собой нереальную цель, то каждый из них может потерпеть неудачу, не сумев выполнить задуманное, не достигнув поставленной цели и испытывая при этом горечь разочарования.

Осознает необходимость действовать и принимать соответствующие решения, но не всегда переходит к их реализации. Одной мотивацией этот переход объяснить нельзя. Например, люди, располагающие равными знаниями и умениями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов с разной степенью решительности и интенсивности, приступают к реализации стоящей перед ними задачи. Или когда при столкновении с трудностями один из них прекращает действовать, а другой действует с удвоенной силой, эти проявления связывают с волей.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и , которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция . В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды.

Волевые или произвольные действия развиваются на почве непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные, например, глотание, чихание, сужение и расширение зрачка, мигание, одергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Также непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении мы поднимаем брови, радуясь, начинаем улыбаться и т. п.

Существует специфическая особенность волевого поведения в переживании состояния “Я должен”, а не “Я хочу”, однако возможен и другой вариант, такой как совпадение волевого и импульсивного поведения “Я хочу исполнить свой долг”.

Антиподом непроизвольных являются сознательные действия, более характерные для поведения человека, которые направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. Они являются по своей структуре достаточно сложными, так как не всякая цель может быть достигнута сразу. Волевые действия могут включать в себя отдельные звенья и движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свою актуальность, т.е. первоначально сознательный характер.

Некоторые волевые действия носят сложный характер и могут выполняться в течение длительного времени. Так, мореплаватели, решившие отправится в кругосветное путешествие, начинают свою подготовку задолго до путешествия. Сюда включаются и тренировки, и осмотр амуниции, и выбор маршрута и т.д. Но главные трудности возникнут потом, когда они начнут свое путешествие.

Важнейшим признаком волевого поведения считается преодоление препятствий, внутренних или внешних. Внутренние препятствия обусловлены поведением человека и могут быть вызваны усталостью, страхом, желанием развлечься, стыдом, инертностью, и просто ленью. Осуществление каждого конкретного вида деятельности и, прежде всего, трудовой, направленной на преобразование окружающего мира, требует от человека выполнения сложной системы преднамеренных, произвольных действий. Произвольными называются действия , которые выполняются на основе осознанных целей и представления путей их достижения.

Например, чтобы получить профессию, молодому человеку нужно поступить в определенный вуз, полностью выполнить все учебные программы, прочитать и усвоить большое количество специальных источников, сдать необходимое число зачетов и экзаменов. Конечная цель — получить специальность — может быть привлекательной, но для ее достижения придется выполнять действия, многие из которых выступают для человека как трудные, нежелательные или неприятные. В то же время у него возникают актуальные потребности и мотивы, желания и стремления, непосредственно не связанные с этой целью, но в данный момент являющиеся наиболее привлекательными — чтение, спорт, отдых и многое другое, от чего быстро и легко можно получить удовлетворение. Понадобится делать выбор между тем, что хочется, и тем, что необходимо, разрешать внутриличностный конфликт. Действия, которые осуществляются на основе сознательных целей, но при этом совершаются в условиях конфликта, в условиях преодоления внутренних или внешних препятствий, называются волевыми действиями . Психологически такие действия характеризуются формированием у человека способности к саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов.

Цели, которые человек ставит перед собой, различаются по дальности (близкие и далекие), трудности достижения, субъективной значимости, степени новизны. Чем более далекой является цель, тем большее число промежуточных действий придется выполнять в ходе ее достижения. Трудность достижения цели зависит от количества и сложности препятствий. Субъективная значимость отражает место цели в системе жизненных ценностей человека и определяет глубину внутреннего конфликта при отказе от непосредственных желаний, т.е. чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. В некоторых случаях достижение цели оказывается дороже жизни. Доказательством этого могут служить примеры гибели бойцов во время пыток или смертельные исходы спортивных поединков. Новую цель человеку не удастся достичь с помощью привычных действий, а это требует от него больших усилий и напряжений.

По сумме этих факторов волевые действия разделяются на простые и сложные. Простые волевые действия для человека привычны, а препятствия легко преодолимы. “Так не хочется сегодня рано вставать, идти на работу, но… я ведь решил зарабатывать деньги и я буду все это делать”, — рассуждает человек. В сложных волевых действиях преодоление внутренних конфликтов и внешних препятствий требует больших усилий воли. Подготовиться к трудному экзамену, завершить образование, добиться успехов в спорте, преодолеть негативные черты характера или сформировать в себе желаемое качество — это примеры сложных волевых действий, которые служат основой трудовой, учебной и других видов деятельности.

Исполнительные этапы волевого действия

Однако принять решение не означает выполнить его. Иногда намерение может быть не реализовано и начатое дело не доводится до конца. Сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в его исполнении. Только тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение, может считаться человеком с достаточно сильной волей.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру.

В строении волевых действий выделяют несколько этапов:

  • возникновение побуждения и предварительная постановка цели
  • обсуждение и борьба мотивов
  • принятие решения и окончательный выбор цели
  • исполнение и достижение результатов.

Особенность волевых действий заключается в том, что цель в них, как правило, подчинена не одному, а двум-трем либо еще большему числу мотивов, различных по содержанию, силе и значимости для субъекта. Мотивы могут быть одной направленности или разнонаправленными. Например, служащему организации необходимо подготовить какой-либо пакет документов. Его интересует его работа, он намерен получить высокую заработную плату, и хочет, чтобы руководитель его особо выделил. В этом случае три разных мотива — познавательный, получить высокую зарплату и престижный — имеют общую направленность, так что борьба между ними не возникает. Под их влиянием формируется цель — обстоятельно выполнить работу. Внутренние конфликты здесь связаны с необходимостью выполнения трудного действия, с преодолением усталости и утомления. Потребуется также много усилий для осмысления, усвоения сложного материала и для рациональной организации деятельности. Дело будет обстоять по-другому, если исходные мотивы имеют разную направленность. Так при большом интересе к своей работе человек равнодушен к тому, какую он получит зарплату. Или, например, возникает сильный мотив вообще вне трудовой деятельности, допустим, посмотреть интересный фильм. Человек начинает взвешивать все “за” и “против”, рассматривает преимущества и негативные стороны того или иного выбора. Этот этап в структуре волевого действия получил название обсуждение и борьба мотивов . Чем сложнее ситуация, чем более значимыми становятся для человека мотивы, тем труднее сделать ему выбор.

Принятие волевого решения в значительной мере опирается на убеждения субъекта, на понимание им социальной значимости своего выбора. Этот процесс довольно сложный, неоднозначный и противоречивый. Ученые, изучавшие природу волевого действия, описали психологические механизмы, влияющие на выбор субъектом цели в ситуации борьбы мотивов. Л. С. Выготский видел сущность данного процесса в овладении человеком своими действиями и психическими процессами, в том числе и мотивацией. А. Н. Леонтьев придавал решающее значение социальной мотивации. Он приводил очень показательный в этом отношении пример. Человек решил совершить прыжок с парашютом, но в последний момент отказался от подобного намерения. Однако на другой день пришел снова, объяснив это тем, что ему было стыдно признаться товарищам в своей слабости: он сказал им, что прыгнул, и теперь считал себя обязанным сделать это. Л. И. Божович подчеркивала особую роль осмысления действия, анализа своих побуждений, прогнозирования последствий. В. А. Иванников подчеркивал, что через осознанное изменение смысла собственных действий происходит сознательное влияние на силу побуждения и таким образом, достигается возможность совершить действие без актуально переживаемого мотива. Л. Фестингер исследовал ситуации, когда человек, зная отрицательные последствия конкретного действия, все останавливал свой выбор на нем. Такой механизм выбора он назвал когнитивным диссонансом. Например, человек понимает, что курить вредно, но все равно курит. В. И. Селиванов связывал выбор цели с мотивом должествования (“я должен”), который формируется у личности как особое личностное качество.

Чтобы волевые усилия оказывали положительное влияние на эффективность деятельности, она должна быть правильно организована с учетом адекватной оценки сил и возможностей субъекта, строиться в соответствии с планом или графиком работы. В противном случае человек будет уставать и не всегда сможет добиться ожидаемых результатов. Увеличению интенсивности волевых усилий способствуют высокая активность субъекта, высокий тонус деятельности, коллективная работа. Снижают интенсивность волевых усилий и уменьшают их влияние на результативность действий усталость, страх перед неудачей, утомление, неверие в собственные силы. Конечный результат волевого действия оценивается человеком с точки зрения его соответствия поставленной цели. На этом основании он принимает решение о продолжении или завершении деятельности. Выполненное волевое действие вызывает у человека чувство удовлетворения.

Сила воли

В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяются параметры, которые могу характеризовать как волевую сферу в целом, так и отдельные этапы волевого действия. В частности, одной из объединяющих характеристик воли является ее сила. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего — в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий.

Волевое усилие

Спланированное действие не реализуется автоматически: чтобы решение перешло в действие, необходимо осознанное волевое усилие . В настоящее время под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков.

Целеустремленность

Обобщенной характеристикой волевого действия является целеустремленность . Под целеустремленностью понимают сознательную и активную направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленный человек имеет ясные личные цели и не разменивается на мелочи. Такие люди точно знают, чего хотят, куда идут, за что борются.

Инициативность

Пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств, как инициативность , самостоятельность. Инициативность обычно основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, они не могут предпринять что-либо сами, без стимуляции извне. Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Выдержка

На этапе побуждения волевого действия надо отметить такое качество воли, как выдержка . Выдержка позволяет затормозить действия, мысли, чувства, которые неадекватны ситуации. Особенно трудно удержаться от импульсивного поведения в эмоционально напряженной обстановке. По сути дела, выдержка — это проявление тормозной функции воли.

Решительность

Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа борьбы мотивов и принятия решения, является решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и непоколебимые решения. Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, в выборе правильных действий, в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность наблюдается в отсутствии колебаний и может казаться, что такой человек легко и свободно выбирает.

Энергичность

Еще одной важнейшей характеристикой исполнительного этапа являются энергичность и настойчивость. Энергичность — это мобилизация сил на достижение цели. Однако нередко энергичность проявляется лишь на начальных этапах выполнения действия. Поэтому подлинно ценным качеством энергичность становится, лишь соединившись с настойчивостью. Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая запала в борьбе с трудностями. Настойчивый человек не останавливается перед неудачами, не обращает внимание на упреки или противодействия других людей.

Намерение

Собственно исполнительный этап решения обычно связано с тем или иным временем — сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении . Так, например, курящий человек может принять решение (намерение) отказаться от этой пагубной привычки со следующего года. Но только намерения для исполнения волевого действия недостаточно. Как и в любом другом действии, здесь можно выделить этап планирования путей достижения поставленной задачи. Планирование представляет собой сложную умственную деятельность, поиск наиболее рациональных способов и средств реализации принятого решения.

Самоконтроль

Существенную роль в выполнении принятого решения играют самоконтроль и самооценка . В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов — над мгновенными импульсами, желаниями. Все-таки в зависимости от самооценки проявление и адекватность контроля существенно меняется. Например, отрицательная самооценка ведет к тому, что человек будет преувеличивать свои отрицательные черты и вследствие этого потеряет веру в свои силы и совсем откажется от деятельности. Положительное отношение к себе может привести к тому, что самоконтроль превратится в самолюбование.

Локус контроля

Американским психологом Д. Роттером введено понятие “локус контроля ” (от лат. locus — “место” и фр. controle — “проверка”). Это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, — собственным усилиям и способностям. Когда люди приписывают причины своего поведения и свои деяния внешним факторам (случаю, судьбе), говорят о внешней, экстернальной локализации контроля . Люди с внутренней, интернальной локализацией контроля , обычно, принимают ответственность за свои поступки на себя.

Поступок

В качестве особого вида волевых процессов выделяются поступки человека. Поступок — это личностно осмысленное поведение, оцениваемое другими людьми как акт нравственного самоопределения. Поступок может быть совершен в виде действия или, наоборот, бездействия субъекта, в виде занятой позиции или отношения к чему-либо.

Негативизм

Негативизм проявляется в отказе выполнять предъявляемые требования или совершении действий, намеренно противоположных требованиям других людей. Такие действия, как правило, лишены разумных оснований. Людьми, проявляющими негативизм, управлять так же легко, как и конформистами. Для этого достаточно только ставить перед ними цели и формулировать требования, обратные тому, что в действительности надо сделать.

Упрямство выражается в стремлении, во что бы то ни стало поступить по-своему. Внешне оно напоминает волевое поведение, но таковым не является, так как осуществляется вопреки разумным доводам и часто во вред самому себе.

Внушаемость выражается в снижении сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания.

Конформность заключается в тенденции изменить свое поведение, оценку ситуации и возможные действия в ней под влиянием других. Для конформного человека важно, чтобы его поведение соответствовало мнениям, оценкам и требованиям окружающих. Например, некоторые молодые люди, выбирая будущую профессию, выбирают вуз, отдавая дань в пользу модной, престижной профессии, а не следуют своим стремлениям.

Воля представляет собой высшую ступень активности личности, выступает как необходимое условие учения, труда и других сложных видов деятельности. В ней проявляется одна из самых существенных способностей человека — овладение собственным поведением, выбор своего пути.

Формирование волевых качеств

Воля — специфическое качество человека. Это продукт общественно-исторического развития и формируется прижизненно, как способность противостоять актуальным потребностям и импульсивным желаниям. Волевая активность требует преобразования взаимоотношений индивида со средой, формирования у него сознания, новых видов потребностей и способов их удовлетворения. Цель направляет и регулирует деятельность действия. Однако, цель, которая должна осуществляться как результат действия, теряет свои регулирующие функции, если она трудна и далека.

Формирование волевых качеств личности определяется целенаправленным воспитанием и неразрывно связано с развитием направленности личности, убеждений, мировоззрения, идеалов, с развитием характера и интеллекта человека. Методами воспитания волевых качеств являются убеждение, разъяснение, произведения художественной литературы, рассказы с яркими примерами и иллюстрациями того, как ведут себя люди в сложных жизненных ситуациях, какие решения и почему они принимают, как им удается преодолевать трудности. Такие методы направлены на раскрытие смысла общественно значимых норм.

Все-таки, одних этих методов неоспоримо мало для того, чтобы человек смог перенести усваиваемые правила и нормы поведения в реальную жизнь. Нередко такое усвоение носит пассивный и формальный характер. Ни одно волевое качество невозможно воспитать, только разъясняя, призывая и показывая. Начиная с детских лет нужно создавать ситуации, в которых человек смог бы проявить желаемое качество. Это могут быть как реальные ситуации, так и ролевые игры. Процесс формирования воли длителен. Он основан на постепенном включении в деятельность все более отдаленных целей, достижение которых требует приложения волевых усилий. Важно вовремя оказать человеку, и особенно ребенку, дозированную помощь в организации деятельности, составлении плана действий и их практической реализации. Но при этом не надо ограничивать его самостоятельность. Сохранять высокий уровень волевой активности помогают положительные эмоции, а мы знаем, что реализация потребностей и достижение целей ведет к удовлетворению, поэтому следует замечать даже самые малые успехи и радоваться им. Важно прочувствовать, что можно испытывать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, разрешения трудной ситуации, т.е. повысить ценность совершения волевого действия. Параллельно с этим необходимо правильно относиться к ошибкам и неудачам, не следует себя корить, унижать свое достоинство, вызывать чувство вины и неуспешности. Эти меры только снизят самооценку и не принесут пользы. Следует понять причину неудачи, наметить план дальнейших действий. При формировании воли стремление к успеху является более действенным мотивом, нежели избегание неудач.

Нам легче осуществлять волевые действия, используя ранее усвоенные правила поведения и сформированные полезные навыки. Если человек усвоил, что в детсад, школу, институт, на работу нужно приходить вовремя, то и в других местах ему будет легче появиться без опоздания.

Жизнь в социуме и воспитание формируют в нас психологические механизмы произвольных действий и волевой активности. С подросткового возраста человек сам начинает формировать свою личность, характер, волю в соответствии с сознательно поставленными целями. Этот процесс происходит в течение всей жизни. Самовоспитание воли основывается на самопознании индивидуальных особенностей, своих сильных и слабых сторон, критическом анализе своих возможностей, осознании несоответствия идеалам, выработке навыков овладения собственным поведением и тренировке желаемых волевых качеств. Один из основоположников учения о воле, Т. Рибо, так определил ее значение: “Воля представляет собой венец, последнее слово развития, результат большого числа дисциплинированных в иерархическом порядке стремлений. Воля есть наиболее совершенный вид того, что называется деятельностью”. Воля не развивается до автоматизма. Даже при высоком уровне развития волевых качеств исполнение волевого действия требует от человека интенсивной нравственной, интеллектуальной и практической работы и преобразованию себя.

Для удовлетворения своих потребностей человек совершает определенную деятельность, состоящую из определенных действий. Воля человека проявляется в его действиях. Однако, не все действия характеризуются как волевые. С точки зрения активности различные действия можно разделить на импульсивные, привычные и волевые.

Импульсные действия - это действия по непосредственно возникшей потребности, без ясной постановки цели и осознанного волевого напряжения, без достаточного продумывания и осознания их последствий. Они проявляются, например, в аффективных реакциях, несдержанности и грубости и т.п.

Привычные действия - это действий совершающиеся без преднамеренных усилий, на основе ранее сложившихся стереотипов. Это хорошо заученные действия, действия по шаблону. Они имеют место, например в привычной бытовой жизни.

Волевые действия - характеризуются следующими особенностями: а) имеют целенаправленный характер; б) поставленная цель осознается (отражается во второй сигнальной системе, т.е. обозначается определенными словами); в) на пути к цели преодолеваются внешние и внутренние трудности. В качестве примера волевого действия можно привести подготовку спортсмена к соревнованиям, когда поставленная цель (победить соперников), несмотря на внешние трудности (недомогание, лень и т.д.), доводится до конца и реализуется на практике.

Волевые действия совершаются на основе мотивов. Однако между ними и внешними действиями не всегда имеется соответствие. Существует четыре основных типа волевых поступков: а) положительные мотивы реализуются в положительных действиях и поступках; б) отрицательные мотивы проявляются в отрицательных действиях; в) положительные мотивы по неосторожности и другим причинам приводят к отрицательным поступкам; г) отрицательные мотивы маскируются внешне положительными действиями.

Волевые действия совершаются в разных видах деятельности (учеба, труд, спорт, общественная деятельность и др.). По видам деятельности волевые действия различают: физические, умственные, коллективные, индивидуальные, самостоятельные, по заданию и др.

По трудности волевые действия делятся на простые и сложные:

1) Простые волевые действия состоят из двух звеньев: постановки цели и исполнения. Например, подходя к перекладине, спортсмен решает несколько раз подтянуться. Принятая цель (подтянуться) сразу же реализуется. Т.е. побуждение к действию переходит в самодействие;

2) Сложные волевые действия состоят из трех звеньев: постановки цели, планирования и исполнения. Примером сложного волевого действия может служить учеба в университете, турпоход, подготовка к соревнованиям и т.д.

а) постановка цели - первоначальный этап всякого волевого действия. Цель - это желаемый, ожидаемый или предполагаемый результат действия. Каждая цель достигается человеком для удовлетворения какой-либо потребности. Осознанная потребность становится мотивом его действия, поэтому цели (то, что достигается) тесно связаны с мотивами (то, ради чего достигается). Мотивы - это внутренние причины, побуждающие к действию. Чем ближе мотив к цели, тем меньше волевых усилий требуется для достижения цели. Тем более никаких волевых усилий не требуется когда цели и мотивы совпадают. Например, искупаться в реке (цель) в жаркий летний день, чтобы освежиться (мотив), не требует особых волевых усилий (мотив и цель совпадают).

Значительно чаще в волевых действиях наблюдается несовпадение мотивов с целями. Так, поставленная школьником цель - записаться в секцию самбо - сможет осуществляться по разным мотивам: получить знания и умения для достижения спортивных вершин в будущем; суметь дать отпор обидчикам и заслужить уважение сверстников; или ради того, что этого хотят родители.

Нередко при формировании цели у человека принимают участие несколько различных мотивов. Потребности разнообразны, некоторые из них могут выступать одновременно. Например, в одно время у человека возникает желание пойти на прогулку, в кино или к друзьям. Начинается борьба между этими желаниями (так называемая борьба мотивов), которая заканчивается принятием решения и, человек ставит цель - пойти к друзьям, при этом все остальные желания сознательно подавляются. Здесь имеет место борьба мотивов примерно одинаковой силы. Значительно больше волевых усилий требуется от человека при борьбе различных по силе мотивов. Например, у студента есть желание пойти на вечеринку, но нужно подготовиться к экзамену. С помощью волевых усилий подавляется желание идти на вечеринку и принимается решение действовать с более высоко нравственным мотивом - долгом.

Борьба мотивов имеет место не только, когда в мотивах одновременно сосуществуют несколько потребностей (в первом примере), или мотивы имеют различную нравственную характеристику (во втором примере), но и потому, что различные мотивы отражаются в сознании с неодинаковой ясностью. Одни из них смутно представлены в сознании (в виде влечений), другие осознаются хорошо (желания), третьи очень ярко выражены в сознании (хотения), причем имеется ясное представление не только о цели, но и о средствах ее достижения.

Борьба мотивов заканчивается принятием решения и постановкой цели. Этим заканчивается первый этап волевого действия. Борьба мотивов характерна не только для людей слабовольных, но и для волевых. Волевые люди отличаются от слабовольных тем, что их решения характеризуются твердостью, отсутствием колебаний, обдуманностью и устойчивостью.

б) второй этап - планирование. Т.е. выбор средств, для достижения цели. Планирование является важным этапом в волевом действии. С помощью него отыскиваются наиболее рациональные способы выполнения различных по характеру и значимости целей при постоянно меняющихся условиях деятельности.

Планирование, как и выбор цели, нередко сопровождается значительным волевым усилием.

Выбор средств достижения цели происходит с учетом ответственности за свои действия, с учетом моральных факторов и не всегда согласовывается я желаниями человека. Но не всегда это так. Для многих людей лозунг “цель оправдывает средства” является приоритетом и, при планировании многие не руководствуются моральными и нравственными правилами. Это зависит от направленности личности.

в) третий этап - исполнение. Являются завершающим этапом волевого действия. О воле человека судят именно по этому, третьему этапу. Исполнение сопровождается волевым усилием и в большинстве случаев дается человеку труднее, чем постановка цели и планирование. Одним трудно начать исполнение и они откладывают реализацию принятого решения, другим трудно довести начатое до конца, третьи не могут отступить от начатого ни на шаг, ни при каких обстоятельствах (даже если выполнение решения уже и неразумно, вследствие изменившихся обстоятельств) и т.д.

Отказ от начатого - не всегда признак слабой воли. Если отказ произошел из-за боязни трудностей и препятствий, то тут можно говорить о слабоволии. Если отказ разумно оправдан, то это как раз показатель умения регулировать свое поведение, показатель воспитанной воли. В процессе исполнения человек, умеющий регулировать свое поведение, может изменять не только намеченный план, но и первоначально принятую цель. В этом выражается обратная связь в волевом процессе.

Критерием уровня развития воли человека является его практическая сторона, т.е. исполнение.

Помимо простых и сложных волевых действий, выделяют особо значимые, которые совершаются как порыв, в предельно короткое время при мобилизации всех сил личности. В процессе такого волевого акта все стадии, как бы пронизывают друг друга. Это происходит чаще всего в чрезвычайных ситуациях (в боевой обстановке, при стихийных бедствиях, кульминационных моментах спортивной борьбы и т.д.). Для таких порывов характерно обострение всех психических процессов, физическое и психическое напряжение, расход большого количества энергии, мобилизация волевых усилий.

Loading...Loading...