План экскурсии на водоем в начальной школе. Конспект занятия-экскурсии на водоем (пруд) весной. Некоторые особенности организации работы

Ц е л и: расширить или закрепить у детей знания о природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; формировать навыки особенного выполнения правил поведения на пруду (как выбирать место для игр, определять характер игры, учитывая что это место отдыха взрослых и детей, дом для растений и животных); вызвать у детей радость от общения с природой; прививать любовь к родному краю.

З а д а ч и: ознакомить детей с прудом – природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелких рачков, водных насекомых; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения и различные растения, которые приспособились жить в воде (рыбы – обтекаемая форма тела, тело покрыто слизью и чешуей, это помогает им быстро плавать; есть жабры, так как рыбка дышит воздухом, содержащимся в воде, мечут икру или рождают живых маленьких рыбок, живут).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИЯ НА ПРУД

Ц е л и: расширить или закрепить у детей знания о природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; формировать навыки особенного выполнения правил поведения на пруду (как выбирать место для игр, определять характер игры, учитывая что это место отдыха взрослых и детей, дом для растений и животных); вызвать у детей радость от общения с природой; прививать любовь к родному краю.

З а д а ч и: ознакомить детей с прудом – природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелких рачков, водных насекомых; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения и различные растения, которые приспособились жить в воде (рыбы – обтекаемая форма тела, тело покрыто слизью и чешуей, это помогает им быстро плавать; есть жабры, так как рыбка дышит воздухом, содержащимся в воде, мечут икру или рождают живых маленьких рыбок, живут).

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций, картинок.

– Беседы с детьми о водной среде.

– Чтение познавательной литературы.

– Занятие проводится возле картины или рисунка «Пруд» Н. В. Рыжовой.

Ход экскурсии

1. Р а с с м а т р и в а н и е к а р т и н ы «Водоем».

Воспитатель предлагает рассмотреть картину и обнаружить на ней как можно больше обитателей.

О б с у ж д е н и е:

– Кто живет на берегу? А кто в воде?

– Кто умеет хорошо плавать, кто бегать, прыгать по берегу или летать над водой?

– Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне?

– Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему?

2. И г р а «Создай свой водоем».

Детям предлагаются картинки (рогоз, щука, бобр, лягушка, зимородок, водомерка, жук-плавун, улитка и контур – рисунок водоема). Дети сами расселяют жильцов водоема, а потом сравнивают с настоящей картинкой. Обсуждают, кого куда поселили.

3. Б е с е д а.

– Как озерные жители связаны друг с другом? (Растения – пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.)

– Что произойдет в пруду, если исчезнут растения? Щуки? Другие жители?

– Какое животное больше всего понравилось? Где оно живет: только в воде или в воде и на берегу? Почему именно в пруду? Где у него квартира: на берегу, на дне? Чем или кем оно питается? Где прячется и для чего?

– Что будет, если в этот пруд люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать?

4. И г р а «Подражание».

Один ребенок подражает движениями, мимикой какому-нибудь животному или водному растению, а остальные отгадывают. Кто отгадал, тот выходит подражать.

Придумать и нарисовать серию знаков, которые помогут сохранить водоем и его обитателей.

Переходные болота

Низинные болота переходят в верховые. Это происходит в результате постепенного нарушения связи их с грунтовыми водами, вследствие увеличе­ния слоя торфа. По мере нарастания слоя торфа поступление грунтовых вод уменьшается, появляются ассоциации растений менее требовательных к минеральному питанию и способных развиваться на кислых субстратах. На лесных низинных болотах ель заменяется березой, затем сосной, изменяется кустар­никовая и травянистая растительность. Для переходных болот характерно со­четание признаков низинных и верховых болот.

В природе существует большая группа высших и низших растений для которых средой обитания является вода. Это водные и прибрежноводные растения. Водная среда имеет свои специфические особенности, которые приводят к выработке оп­ределенных черт у растений этой группы.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОДНЫХ РАСТЕНИЙ:

1. Яркая освещенность водного зеркала и резкое ослабление её с глубиной, что приводит к сокращению светового дня водных растений.

2. Вода во много раз плотнее воздуха и сама поддерживает обитающие в ней растения. Это приводит к недоразвитию или исчезновению механических тка­ней. Поэтому стебли и листья водных растений мягкие и гибкие, легко перемеща­ются течением.

3. В воде меньше кислорода, чем в воздухе, поэтому водные растения имеют ряд приспособлений, предохраняющих их от "кислородного голодания". Бла­годаря особому строению оболочек клеток покровных тканей, многие растения поглощают воду с растворенным в ней кислородом всей поверхностью. Улучшению газообмена служат сильная расчлененность подводных листьев, благо­даря чему увеличивается поверхность соприкосновения их с водой и развитие во всех органах межклетников и воздушных полостей (ткань аэ­ренхима) по которым поступает воздух.

4. Поскольку обитатели водоемов поглощают питательные вещества, раство­ренные в воде, всей поверхностью, то у них слабо развита корневая система и проводящие ткани. Корни прикрепляют растение к грунту, а в некоторых слу­чаях исчезают совсем.

5. Некоторые растения покрыты снаружи слизью, которую вырабатывают особые клетки, это предотвращает вымывание из растений солевых растворов.

6. Температурный режим водоемов резко отличается от атмосферного. Летом температура воды ниже температуры воздуха, поэтому водные растения поздно зацветают, вегетативное размножение (корневищами, участками стеблей, специаль­ными почками) преобладает над семенным. Зимой глубокие водоемы не промерза­ют и температура воды в глубине остаётся более или менее постоянной всю зиму, поэтому на этот период растения "прячутся" под воду. Одни из них целиком погружаются, а весной всплывают (рясковые), другие зимуют в виде корневищ, стелющихся по дну или погруженных в грунт, третьи к осени образуют зимующие побеги или почки, которые также погружаются на дно, а весной всплывают и дают начало новым по­бегам.

Экскурсии в курсе естествознания различаются по особенностям организации познавательной деятельности учащихся; они могут быть либо иллюстративными, либо исследовательскими. Возможно сочетание обоих этих типов.
Экскурсии предусматривают непосредственное наблюдение предметов и явлений в самой природе. Педагог Светлана БАРАШКИНА из г. Пензы разработала экскурсии, проведение которых позволит решить образовательные, воспитательные и экологические задачи обучения.

Тема. "Экскурсия к водоему"

Цели. Познакомить с индикаторами чистой воды; познакомить с работой очистных сооружений; формировать бережное отношение к природе.

Оборудование. Перчатки, мешочки для мусора, дневник, карандаш.

ХОД ЭКСКУРСИИ

I. Беседа

Ответы на вопросы.

    Какие пресноводные водоемы вы можете назвать?

    Какие из них естественные?

    Какие из них могут быть искусственными?

    К одному из таких водоемов мы отправляемся сегодня.

    Наличие каких растений и животных может доказать чистоту его вод?

II. Дорога к водоему

III. Наблюдения у водоема

Поиск индикаторов чистой воды.

IV. Сообщение учителя об очистных сооружениях

Для того чтобы очистить сточные воды, строят очистные сооружения.
Очистные сооружения бывают разных типов: загрязненная вода, может проходить различные ловушки, может очищаться химическими веществами, через нее могут пропускать электрический ток.
Но лучше всего очищают воду микроорганизмы, бактерии.
Такой способ очистки называют биологическим: вода постепенно проходит сквозь грунт и очищается бактериями, живущими в почве.
Станция с биологической очисткой вод работает так:

1. Вода проходит через решетки в песколовку. Здесь оседает песок. Его отправляют на песковые площади.
2. А вода тем временем идет в отстойники. Здесь она отстаивается. Отстоявшись, она поступает для полива.
3. Осадок со дна отстойника (ил) отправляют на иловые площади.

В природе существуют и естественные фильтры (очистные) – это болота. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов.
В реки из болот поступает чистейшая вода. Когда люди научились осушать болота, они стали делать это не задумываясь о последствиях.
Люди думали, что, осушая болота, они улучшают природу.
Но теперь стало ясно, что это не так. Болота – замечательные природные хранилища воды, в них берут начало многие реки.

По рассказу учителя и результатам наблюдения: строится модель в дневнике.

V. Операция "Чистюля"

Сбор мусора на берегу.

VI. Домашнее задание

Подготовить рассказ "Водоемы как место обитания растений и животных".

VII. Итог урока-экскурсии

    Какой водоем можно назвать экологически чистым?

    Назовите показатели чистоты воды.

    С помощью чего люди очищают воду?

    Как работают очистные станции с биологической очисткой воды?

    Какое значение для природы имеют болота?

    Что мы можем сделать для того, чтобы вода в водоемах стала чище?

Галина Дербенева

Цель : познакомить детей с водоемом и его обитателями : утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды.

Формировать представление об осенних изменениях в живой и не живой природе.

Развивать доброе отношение ко всему живому, стремиться сохранить природу родного края. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осенней природы.

Учить отгадывать загадки, развивать мышление.

Знакомить детей с правилами поведения возле водоёма (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть уточек, сорить, близко подходить к воде, не сорить).

Оборудование : фотоаппарат, бинокль, мел.

Предварительная работа :

Просмотр презентации «Обитатели водоема» ;

беседа о правилах движения по улицам поселка;

чтение сказки «Лягушка-путешественница» .

Ход экскурсии.

Ребята, мы сейчас отправляемся на экскурсию . Скажите, какие достопримечательности есть в нашем поселке? (Отвечают) . Достопримечательностью нашего поселка, где многие жители отдыхают, является пруд . Летом люди купаются в жаркие дни, ловят рыбу, полощут белье и просто любуются красотой природы.

(Отправляемся на экскурсию . Рассматриваем с берега осенние изменения в природе.)

Картины далекого детства

Порой предо мною встают…

И вижу опять я знакомый,

Весь в белых кувшинчиках пруд .

Вокруг него темная чаща,

И узкая вьется тропинка

К нему между цепких кустов…

Ребята, а вы знаете, кто живет в пруду ?Я вам загадаю загадки, вы отгадаете их, и тогда мы вспомним, кто живет в пруду .

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль плывет,

За собою всех ведет.

Вёсел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Влево, вправо повернет

Всю ватагу поведет. (утка с утятами)

В воде купался

Сухим остался. (гусь)

Стоит над водой

Трясет бородой.

(камыш)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(рыбка)

Летом в пруду и в болоте

Вы её найдете.

Зеленая квакушка-

Это, конечно, ….

(лягушка)

Возле пруда и в пруду живут животные , рыбы, насекомые, которые приспособились к такой жизни, что не могут жить без воды и друг без друга. Рыбы питаются червями, водорослями. Чайки, утки, гуси ловят рыб. Лягушки поедают комаров, слизней. Они также не могут находиться на прямых солнечных лучах, предпочитают тень от кустов и деревьев. В природе все взаимосвязано. Если погубить всех комаров, погибнут лягушки. Если вырубить все деревья и кусты - высохнет пруд . Поэтому нельзя убивать лягушек, вылавливать всю рыбу в пруду и отстреливать уток и гусей.

Игра "Цапли и лягушки"

Посреди игровой площадки чертят большой круг (пруд ) . С помощью считалки выбирают двух цапель :

Ква-ква - ква,

Начинается игра,

кве-кве-кве,

Прилетели цапли две,

Прилетели цапли две.

Цапли занимают место на противоположных сторонах «пруда » . Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах по всей площадке и говорят :

Мы зеленые лягушки

Веселимся на опушке,

Здесь у нас рядом пруд –

Цапли в нем нас не найдут.

После слов «не найдут» «лягушки» прыгают в пруд , а «цапли» стараются их запятнать.

А какие растения растут в пруду и вокруг него ? (Рогоз или мы называем камыш, осока, на воде бывают летом кувшинки, ряска, водоросли).

Сейчас осень. Какие изменения произошли по сравнению с летом на пруду . Растения засохли, ветер срывает последние листья с ветвей деревьев и с кустов. На воде появился тоненький ледок. Все засыпает до весны. В пруду осенью рыбки уходят вглубь в водоросли, лягушки давно не скачут, они то же спрятались в траве, под кустами. Гуси улетели в теплые страны. Последняя семейка утки с утятами плавает на не замерзшем островке. Они плавают по воде, возле противоположного берега от поселка. Скоро они тоже улетят, присоединившись к пролетающей стае уток.

Лето прошло, но после отдыха людей возле пруда всюду валяются пластиковые бутылки, мусор, пакеты.

Дети, как вы думаете, хорошо ли будет на следующий год здесь отдыхать взрослым и детям, птицам, животным, рыбам в воде?

Как нужно себя вести на природе, когда вы отдыхаете? (Выслушиваю ответы детей) .

Правила поведения в природе.

1. Нельзя шуметь, кричать находясь в природе.

2. Разбрасывать мусор.

3. Жечь костры.

4. Ловить животных, птиц. Разорять гнезда.

5. Близко подходить к воде.

6. Рвать растения.

А сейчас мы пойдем в детский сад. Посмотрите вокруг, подумайте, что вы нарисуете на память о нашей экскурсии . (Выслушиваю ответы детей) . Что вы сегодня узнали нового на экскурсии ?

Кому понравилась наша экскурсия – похлопайте в ладоши, кому не понравилась – потопайте ногами.

Елена Пурюшина

Задачи: познакомить детей с прудом - природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут рыбы, водные насекомые; возле пруда люди отдыхают, любуются водой, растениями; пруд не следует засорять: в грязной воде растениям и животным жить плохо - они начнут умирать, а пруд превратится в болото).

Оборудование и подготовка: воспитатель заранее (за 1-2 дня) объявляет-детям о предстоящей экскурсии; вместе с ними подготавливает водный сачок, банку.

Примерный ход экскурсии

1-я часть (по дороге к пруду).

Воспитатель просит детей обращать внимание на окружающую обстановку: как идет дорога, куда она поворачивает, что расположено вдоль дороги, что растет по обочинам. Просит запоминать дорогу: объявляет, что после экскурсии они все вместе будут делать карту местности. Привлекает внимание дошкольников к красоте летней природы, нежной зелени деревьев и кустарников. Игра «Фотографы». Дети могут сфотографировать (понарошку) интересные явления и рассказать об увиденном.

2-я часть (пруд).

Воспитатель останавливает детей за несколько метров от пруда. Просит всех полюбоваться им издали. Говорит, что возле воды приятно отдыхать - там свежий воздух, легко дышится, глазам приятно смотреть на зелень и воду. Все это полезно человеку для здоровья.

Воспитатель объясняет, что пруд – это водоем, большая глубокая яма, заполненная водой. Предлагает всем тихо постоять на берегу

и понаблюдать за водой - посмотреть, кто живет в воде, а кто на поверхности. Затем воспитатель набирает воду в банку. Все вместе рассматривают ее - выясняют, кто попался, наблюдают.

Затем воспитатель вместе с детьми осматривает берег пруда. Просит прислушаться (могут квакать лягушки, понаблюдать. Обращает внимание ребят на то, что здесь рядом с прудом растут деревья и кустарники. Все вместе рассматривают деревья.


В заключение воспитатель обращает внимание детей на состояние окружающей местности (чисто или захламлено). Объясняет, почему вредны грязь, мусор и как замечательно, когда и вода, и берега чистые. Просит ребят посмотреть, не оставили ли они случайно мусор. Предлагает попрощаться с прудом, высказать ему добрые слова, хорошие пожелания.

3-я часть (возвращение в детский сад).


На следующий день воспитатель начинает делать карту-схему местности и маршрута экскурсии. В присутствии детей на большом листе бумаги рисует план простым карандашом - маршрут «Детский сад-пруд». Уточняет у ребят, куда поворачивала дорога сначала, куда потом, мимо чего они проходили, что встречалось раньше, что позже. Через 2-3 дня дети вспоминают экскурсию, делают рисунки-фотографии.

Публикации по теме:

В рамках тематической недели «Моя Родина – Беларусь» я организовала экскурсию с школьный музей «Беларуская хатка». Дети с нетерпением ждали.

Конспект мероприятия «Экскурсия в сквер» старшая группа. Цель: В естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Задачи: -Продолжать знакомить детей с временами года.

Задачи. Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить оттягивать от всего куска пластилина или глины такое количество материала,.

Конспект экскурсия на пруд с воспитанниками подготовительной группы Цель: 1. Углублять представление о водоёме как о сообществе водных и наземных растений и животных. 2. Развивать наблюдательность, желание.

Цель: продолжать знакомить детей с родным краем, его живописной природой; закрепить знания о водоёмах, об их роли в жизни людей; представления.

В преддверии самого мужественного, смелого, выносливого, сильного, мужского праздника 23 Февраля вся страна готовится к этому событию. Все.

Loading...Loading...