Описание анны отцы и дети. Речь и лексика анны одинцовой. Сочинения. Общие черты с Базаровым

Анна Сергеевна Одинцова — персонаж второго плана, хотя и исключительно важный, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Она появляется на страницах произведения, чтобы стать испытанием для главного героя — Евгения Базарова. Этим её роль исчерпывается, потому Одинцова — персонаж статичный: ничто в ней не меняется, не развивается.

Одинцова — 28-летняя богатая и красивая вдова. Она умна, начитанна, интересуется всем новым и необычным. Потому Базаров и привлекает её внимание.

Но в отношениях с Евгением Анна Сергеевна ведёт себя ровно так, как Базаров поступает с лягушками: она будто изучает его со стороны, «препарирует», смотрит, как бьётся сердце, учащается дыхание, изменяется поведение, при этом сама остаётся холодна и «в стороне».

Возможно, причина тому — прошлое Анны. Она рано осталась без родителей, сама воспитывала младшую сестру, вышла замуж по расчёту за Одинцова, овдовела и, кажется, устала от испытаний, так рано выпавших ей.

На свидании в гостинице Анна с интересом наблюдает за Базаровым, который, к удивлению друга Аркадия, «ломается» — говорит неестественно и много, явно хочет «показаться». Одинцова же сохраняет спокойствие: «По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывала впечатления: оно сохраняло одно и то же выражение…»

Анна приглашает Базарова и Аркадия погостить у себя в имении, в прекрасно обустроенном доме, богатом и уютном. Всё время она разговаривает с Евгением — о науке, опытах, искусстве, людях. Но разговоры эти странные: Одинцова обычно задаёт вопрос и внимательно слушает, не высказывая своего мнения, внимательно наблюдая за собеседником, словно изучая его и… развлекаясь одновременно.

Даже в момент признания она сама «вытягивает» из Евгения роковые слова, ставшие истинной причиной гибели героя: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились».

Анна Сергеевна действительно добивалась этой любви — методично, последовательно, словно проверяя на практике «науку страсти нежной». Однако сама осталась холодна и разумна: «Нет, — решила она наконец, — Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Одинцова поступает именно так, как декларирует Базаров — без романтики, без чувств. Для неё главное — её прекрасный дом, налаженный быт, покой, всё то, ради чего Базаров думает «расчищать» жизнь.

Анна ещё выйдет замуж — по расчёту, за видного деятеля, человека её круга, либерала, «холодного, как лёд». И всё в их жизни будет упорядоченно, разумно, практично. Только нигилист Базаров будет лежать под землёй, с сердцем, разбитым «романтизмом».

Характеристика героини

Анна — умная, расчётливая и холодная женщина. У неё сильный характер, с помощью которого она способна справиться даже с сильным соблазном: «Или?» — произнесла она вдруг и остановилась, тряхнула кудрями…»

Но сила воли позволяет ей отказаться от близости с Базаровым, который ей хотя и интересен, но разрушит весь её привычный и такой налаженный мир. После всех треволнений Анна понимает, что к Евгению её влекло «сознание уходящей жизни, желание новизны», но Одинцова «заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее — и увидала за ней даже не бездну, а пустоту…»

Однако Одинцова, при всей её разумности и практичности, благородна. Иначе она не смогла бы стать любовью Базарова. По просьбе умирающего Евгения она приезжает, а на его просьбу не приближаться — «Не подходите ко мне: ведь моя болезнь заразительная» — решительно подходит к дивану и садится рядом, а потом ещё и «приложилась губами ко лбу».

Образ героини в произведении

Анна Сергеевна — вспомогательный герой. Она не представляет для Тургенева самостоятельной ценности — всё в ней статично и известно, всё в ней — обычно, хотя героиня отличается умом, красотой, образованностью.

Одинцова нужна Тургеневу, чтобы Базаров влюбился, чтобы разрушить самый главный миф, круживший голову молодёжи: любви нет — только физиология и инстинкт размножения.

С помощью Одинцовой Тургенев раскрывает перед нами Базарова как чрезвычайно глубокого и сильного человека, способного и трезво мыслить, и безумно страдать, и уметь признать своё поражение.

Одинцова Анна - главный женский персонаж в известном романе И. Тургенева «Отцы и дети». Эта женщина продолжает серию знаменитых героинь писателя. И хотя она, в отличие от других действующих лиц, не является молодой девушкой, процесс формирования и становления которой часто становился объектом пристального внимания и интереса автора, тем не менее, занимает видное место в его творчестве как человек, сумевший пробудить чувство в главном герое, который, в свою очередь, стал одним их самых выразительных персонажей в русской литературе.

Внешность

Одинцова Анна - очень красивая женщина. Писатель делает упор на особый тип ее красоты: она была не просто внешне привлекательной светской дамой (таковых в свете было немало), а человеком одухотворенным, интеллигентным, глубоко чувствующим и с философским складом ума, что, разумеется, отразилось в выражении ее лица, на ее походке, манерах, умении себя держать в обществе.

Автор при описании облика героини употребляет такие эпитеты, как «свежая», «чистая», которые подчеркивали не столько внешнюю красоту, сколько богатый внутренний мир. Одинцова Анна Сергеевна, характеристика внешности которой позволяет лучше понять ее характер, не зря сразу привлекает внимание главного героя, который небрежно замечает, что она не похожа на остальных женщин.

Первое появление

Впервые персонажи романа, Базаров и его друг Аркадий, встречают героиню на светском мероприятии. Последний был очарован и пленен ею, однако автор сразу подчеркивает, что она была его умнее, рассудительнее и спокойнее, поэтому читатель сразу понимает, что эта степенная женщина не станет парой для пылкого и горячего молодого человека. Зато Базаров сразу привлекает ее внимание, да и он сам также ею заинтересовался. Одинцова Анна Сергеевна, внешность которой выдавала в ней незаурядную натуру, была немногословной и очень рассудительной.

Все в этой женщине дышало покоем, умиротворением и уверенностью в себе и своих силах. Ее осанка поражала достоинством, а лицо - умом и важностью. Показателен тот факт, что в ней не было и тени кокетства или жеманства, присущих большинству светских дам. Автор акцентирует внимание читателя на тех ее чертах, которые свидетельствовали о ее незаурядном интеллекте: у этой женщины немного нависший белый лоб, внимательные наблюдательные светлые глаза, обаятельная, располагающая улыбка.

Одежда

Одинцова Анна одевалась просто, но со вкусом. Самое запоминающееся ее платье - черного цвета, и в этой маленькой детали внимательный читатель может найти параллель с Анной Карениной, которая появилась на одном балу в точно таком же наряде (в данном случае показательно также и совпадение имен героинь). Затем писатель несколько раз представляет ее в простом домашнем туалете: в легкой шерстяной одежде или белом платье, которое еще больше оттеняло ее красоту и непосредственность. Одинцова Анна почти всегда предстает в светлой одежде, которая окутывает ее широкими складками, подчеркивает естественность и непринужденность.

Социальный статус

Эта женщина по своему положению - богатая помещица. Она вдова, после смерти мужа так и не вышла снова замуж. Ее имение процветало, и это говорит о том, что героиня - очень умная и рачительная хозяйка. Она заботилась не только о себе, но и о младшей сестре, которая немного ее побаивалась, хотя и любила.

Тургенев сообщает несколько интересных фактов из жизни своей героини. Одинцова Анна Сергеевна до встречи с Базаровым была замужем за богатым человеком, которого совсем не любила, но согласилась вступить с ним в брак по расчету. Ее супруг был богатым, степенным и рассудительным, что вполне соответствовало характеру этой женщины. Умирая, он оставил ей все свое состояние: дом, сад, оранжерею и все хозяйство. Одинцова два года после его смерти не выезжала из деревни, потом побывала с сестрой за границей, но там быстро соскучилась и поскорее вернулась в свое поместье.

Характер

Одинцова Анна Сергеевна, характеристика которой является предметом настоящего обзора, была по натуре очень спокойной, рассудительной женщиной. Больше всего она ценила свой покой, умиротворение, привычный распорядок дня. Поэтому героиня избегала всего, что могло бы вывести ее из состояния равновесия и душевного умиротворения. Знакомство с Базаровым стало для нее также своеобразным испытанием, так как впервые она испытала довольно сильное влечение к этому человеку, что грозило в корне изменить ее жизнь.

Однако она нашла в себе силы преодолеть искушение и остаться верной тем принципам, которых придерживалась до сих пор. Одинцова Анна Сергеевна, характеристика которой доказывает незаурядность ее личности, успешно преодолела свою привязанность к главному герою, сохранив при этом к нему дружеские чувства, чего нельзя сказать о последнем. Базаров был человеком весьма импульсивным, и разочарование в любви принесло ему большие страдания.

Увлечения

Одна из самых колоритных героинь Тургенева - Одинцова Анна Сергеевна. Образование этой женщины весьма интересно с исторической точки зрения. В то время, когда происходит действие романа, женщины получали в основном гуманитарные знания и навыки ведения домашнего хозяйства. Героиня же произведения пошла несколько дальше своих современниц: она увлекалась ботаникой и неплохо в ней разбиралась. Благодаря этой теме она нашла общий язык с Базаровым. Интерес к естественным наукам для женщины этого времени можно считать необычным.

Однако Одинцова - героиня во всех отношениях весьма необычная, она делает то, что ей нравится, не считаясь с мнением окружающих. Впрочем, при этом молодая женщина пользуется популярностью в обществе, ее мнением дорожат, ее часто можно увидеть на светских раутах и приемах, а также балах.

Философия

Одинцова Анна Сергеевна, характеристика, цитаты которой доказывают наличие у этой необычной женщины стройного мировоззрения, довольно часто рассуждала с Базаровым о жизни, судьбе, о времени, что доказывало ее незаурядный ум. Например, отрицая его нигилизм, она задается вопросом: «По-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым?» Она заинтересовалась главным героем именно потому, что у него также была стройная система мировоззрения. В их разговорах и диалогах эти две системы постоянно сталкивались между собой, причем преимущество обычно оказывалось на стороне героини. Дело в том, что эта женщина жила так, как подсказывали ей ум и сердце, руководствуясь простым житейским опытом.

Она не мудрствовала, как Базаров, и предпочитала оставаться сама собой. Однако ее фраза «В деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет» доказывает, что она, тем не менее, стремилась заполнить свою жизнь смыслом, поэтому заботилась о младшей сестре, как мать, и работала над обустройством поместья.

Общие черты с Базаровым

Все читатели романа «Отцы и дети» наверняка всегда задавались вопросом о причине интереса этих героев друг к другу. Между обоими можно найти много общего. Герои, как уже было сказано выше, имели свою систему ценностей и философию жизни, которой следовали не только на словах, но и на деле. Одинцова, как и Базаров, была равнодушна к красотам природы. Она была умна, интересовалась науками, как и главный герой.

Героиня лишена предрассудков и, как и ее новый знакомый, жила по заведенному порядку, не считаясь с мнениями окружающих. При этом у нее не было никакой конкретной цели, в чем она сама однажды призналась: «Воспоминаний много, а вспомнить нечего… Мне и не хочется идти». Такая жизненная позиция удивляла Базарова, и в этом пункте между ними начинались расхождения.

Противостояние

Герой считал, что необходимо покончить со старым образом жизни и установить новый порядок. При этом сам он ничего для этого не делал практически: он не участвовал в революционном движении и не состоял ни в каких кружках, но, напротив, относился к молодым интеллигентам (вроде его случайного приятеля Аркадия) с добродушным презрением. Не такова Одинцова: она ко всему проявляла интерес, внимательно наблюдала за окружающими ее людьми, тщательно анализировала их характеры, поведение, слова. Базаров заинтересовал ее как человек незаурядный: молодая женщина сразу угадала в нем сильную личность с несколько эксцентричными взглядами, но способную на борьбу, и недюжинный физический и умственный труд. Эти качества сильно ей импонировали, кроме того, в Базарове чувствовался избыток жизненной силы и энергии, которую она старательно в себе подавляла.

Галерею женских образов романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» украшает Анна Сергеевна Одинцова.

Предыстория

Судьба не баловала Анну Сергеевну. Она всего сумела добиться сама. После смерти родителей достались разоренное имение, заботы о младшей сестре Кате. Девушка принимает непростое решение: выйти замуж за нелюбимого человека. Муж оказался порядочным, рассудительным, спокойным. Оставшись вдовой, Анна Сергеевна стала наследницей поместья, оранжереи, состояния. Одинцова после смерти супруга пыталась изменить жизнь (путешествовала), вскоре вернулась, навсегда поселившись в имении.

Портрет.

Анна Одинцова — красивая женщина. Правильные черты, спокойная уверенность, одухотворенное лицо, изысканный стиль выделяют ее среди светских барышень. Неслучайно друзья одновременно увлекаются героиней. «На остальных баб непохожа»,— скрывая за циничностью восхищение, говорит Базаров.

Внутренний облик

Одинцова — натура глубокая, личность многогранная. Умная, образованная молодая женщина изучает естественные науки. Разбирается в экономических, хозяйственных вопросах. Самостоятельно управляет имением, которое процветает, приносит доход. Много читает, размышляет, заботится о сестре.

Независимость, самостоятельность, гордость — основа характера Анны Сергеевны. Ее поступки взвешены, обдуманны, расчетливы. Она никогда не сомневается, делает то, что считает нужным. Несмотря на это, пользуется авторитетом.

Главные ценности Анны Сергеевны — спокойствие, комфорт, порядок. Чтобы не заскучать, придерживается строгого распорядка дня.

Евгений Базаров нарушил установленный порядок. Лестно было чувствовать власть над мужчиной. Отношения между молодыми людьми развивались стремительно: интерес, симпатия, влечение. Анна Сергеевна, дойдя до края пропасти, остановилась. Страсть испугала изнеженную натуру. Сильный характер позволил подавить зарождающиеся чувства. Страх нарушить налаженную жизнь оказался сильнее желания быть счастливой.

Финал

«Воспоминаний много, а вспомнить нечего…Мне не хочется идти», — откровенно признается Одинцова. Отсутствует цель, смысл существования.

Виной тому душевная пустота, холодное сердце героини. Ее выбор — очередной брак по расчету, привычное комфортное существование.

Испытание любовью: Павел Петрович и Базаров. «Системами дорожат только те, которым вся правда в руки не дается, - в этом был убежден Тургенев <…>. - Система - точно хвост правды, а сама правда как ящерица: оставит хвост в руке - а сама убежит…» Убедиться, что правда жизни сложнее любых «систем», теоретических построений предстоит не только Базарову. Параллельно с ним тот же путь проходит его антагонист, Павел Петрович. В сфере любви - дважды. Первый раз - в Петербурге. Удачливый офицер узнал, что блестящая карьера может в одночасье рухнуть от одного «загадочного взгляда», а удовлетворенное самолюбие не приносит радости, если любимая несчастна. Крушение чувства, непоправимо исковерканная судьба заставили его замкнуться в броню аристократических «принсипов». Теперешняя его влюбленность в Фенечку вдвойне парадоксальна. Она не только противоречит принятой на себя рыцарской обязанности хранить верность любви и памяти княгини Р. Между простой и прелестной именно этой простотою Фенечкой и аристократической светской дамой нет ничего общего. Павел Петрович невольно лукавит с самим собою, когда усматривает сходство «особенно в верхней части лица». И все же он прав - княгиня и Фенечка «в том же роде». Бессильный объяснить самому себе истоки поздней страсти, Павел Петрович восклицает в полубреду: «Ах, как я люблю это пустое существо!» Но подобное впечатление производила на него и княгиня. Молодой офицер встретил ее на балу, где «язык ее лепетал самые пустые речи». Он танцевал с княгиней мазурку, «в течение которой она не сказала ни одного путного слова». Позднее он понял, что ее «небольшой ум» подчинен «власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил». С точки зрения умного мужчины (а Павел Петрович, бесспорно, умен) обе женщины достаточно наивны. В них нет ничего, что могло бы привязать к себе человека навсегда. Но ведь привязывают! Любовь, одна из загадок жизни, оказывается сильнее рассудка. Загадку жизни олицетворяет в романе сфинкс. А любовь приближает к разгадке.

Подобное испытание выпадает на долю Базарова. Интерес к Одинцовой у него зародился до знакомства, когда услышал о ней от Кукшиной и Ситникова. По их рассказам Анна Сергеевна смогла возбудить невольное любопытство как женщина смелая, свободная и независимая. Тем больше было оснований ожидать, что с ней можно завести свободные отношения, к которым в «Обрыве» призывал Веру Марк Волохов. Встретив Анну Сергеевну на балу, Базаров понял, что ошибся. И хотя он продолжает смущать Аркадия намеками на «богатое тело» Одинцовой, с этого момента стрелка жизненного компаса неуклонно смещается с плотского интереса - к духовным. «Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица», - пишет автор, характеризуя красоту Одинцовой. Перед нами истинно русская красота, красота «величавой славянки». С этого момента Базаров знает, что есть человек, который равен ему силою ума и духа. Анна Сергеевна настолько тонка и проницательна, что без труда угадывает за внешне вызывающим поведением героя попытки скрыть робость. «Ломание Базарова <…> неприятно подействовало на нее <…>; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение…» Более того, Одинцова поняла причину их сближения, общую незаурядность и приподнятость над окружающими: «Мы оба уже не первой молодости <…>; мы пожили <...>, мы оба - к чему церемониться? - умны». Именно ей Базаров решается поведать свои взгляды, заветные убеждения. «Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой <…>, небольшие видоизменения ничего не значат». Одинцова мгновенно проникла в уязвимую сторону базаровских рассуждений: всеобщая усредненность как гарантия прекрасного будущего. Тонкого полемиста она «убивает» одним ироническим замечанием: «Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка». Базарову ничего не остается, как сухо согласиться: «Именно так-с, сударыня».

Мы уже упоминали о главном идейном смысле романа: Базарова судят не люди, а судьба. Анна (Благодать Божья) послана судьбой, чтобы доказать ограниченность и его «прынцыпов». Появившись на балу, она привлекает внимание «достоинством своей осанки». О «чувстве собственного достоинства», «уважения к себе» как о главном признаке аристократизма толковал Павел Петрович. Одинцова величественно держит себя не только на балу, где она «непринужденно разговаривала <…> с сановником». Даже в будний день, прогуливаясь в саду, она исполнена величавой непоказной грации: «Изящно, даже изысканно одетая», она, стоя на дорожке, «кончиком раскрытого зонтика шевелила уши» домашней собаки. «Ей бы шлейф сзади носить да корону на голове», - метко определяет ее Базаров.

Отражением хозяйки становится деревенский дом - со множеством лакеев, надменным дворецким, строгим чередованием трапез и отдыха. Подобно Павлу Петровичу, стремившемуся «в деревне, в глуши не ронять себя», Одинцова убеждена, что «в деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет». Категоричному в своих воззрениях Базарову пришлось убедиться, что аристократизм тоже бывает разный. Между аристократизмом Анны Сергеевны и ее надменной тетки лежит пропасть. «Хороша герцогиня, - справедливо замечает Аркадий, - с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой». Ненавидимый аристократизм может быть разумным - по крайней мере, в укладе домашней жизни Никольского, где «оттого и жилось так легко».

Поначалу он пробовал, как в доме Кирсановых, подчинить волю окружающих и заставить слушать себя. Но нашла коса на камень. Анна Сергеевна, спокойно и логически объяснив целесообразность своих поступков, «продолжала делать по-своему», «заставляла других покоряться». Теории Базарова она противопоставила логику и опыт. Но самое главное, что женщину аристократичную, богатую, избалованную роскошью, именно такую - он полюбил: «…Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь <…> намекнул ему на возможность того, что в нем происходило».

Тщетно пытается «самоломанный» герой уничтожить в себе и это чувство: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Тогда он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами <…>, браня вполголоса и ее и себя; или забирался на сеновал, в сарай…»

Тургенев был убежден в непреодолимой, сверхчеловеческой силе любви. Ее нельзя объяснить логикой, ее нельзя вывести из дружбы или взаимных симпатий; она - самая большая тайна жизни. В своей повести «Переписка» Тургенев прямо заявляет, что «любовь даже вовсе не чувство - она болезнь <...>, обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли - ни дать ни взять холера или лихорадка». В повести «Вешние воды» подбирает столь же яркое сравнение: «Первая любовь - та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье…» Разрушен настолько, что у сурового Базарова легко вырываются поэтические слова, похожие на комплименты : «Зачем вы, с вашим умом, с вашею красотою, живете в деревне?» И Анна Сергеевна с живостью отзывается: «Как? Как вы это сказали?»

Базаров воспринимает эту силу как пришедшую извне, чужую и враждебную - «что в нем происходило», «что-то в него вселилось», «точно бес его дразнил». Писатель не согласен с героем: любовь хоть и чувство ирреальное, но в человеке разворачивает свои возможности - то, что до времени скрывалось, дремало в душе. И уж тем более не враждебная сила, раз может подарить все богатства мира. Прежде Базаров был равнодушен к природе. Но вот он остается наедине с любимой. Анна Сергеевна просит растворить окно в сад - «оно разом со стуком распахнулось». Что же предстает герою (впервые)? «Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного чистого воздуха». Время идет, а магическое обаяние природы не уменьшается: «…Сквозь изредка колыхавшуюся стору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание…» Любовь обостряет не только зрение, но и слух. Среди волшебной ночи «звуки фортепьяно долетели до них из гостиной».

Главное, у Базарова начинает меняться взгляд на мир и людей, недавно с такой убежденностью высказанный. Каждый человек, «что дерево в лесу», заниматься им бесполезно и скучно. Общение с Одинцовой, «странным существом», противоречивой, чарующей, - приводит к поразительному итогу: «Может быть <…>, точно, всякий человек - загадка». Базаров, натура, не признававшая над собой никакой власти, убежденная, что самостоятельно строит свое будущее (и не только свое) - вдруг начинает допускать присутствие в мире посторонних, от него не зависящих сил: «…Что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? »

Что же Анна Сергеевна? Действительно, «странное существо». В облике своей героини автор подчеркивает холодную безмятежность, что-то сродни Снежной Королеве: «Ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным», «…И заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье». Но в зеркале Одинцова видит себя другой, полной жизни и опасных страстей, «…с таинственною улыбкой на полузакрытых, полураскрытых глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…». Вполне дерзким, вызывающим жестом явилось то, как она «с нерешительною, но хорошею улыбкой» пригласила накануне встреченных молодых людей погостить у себя в Никольском. Нам трудно себе представить всю смелость этого поступка, который наверняка поднял новую волну сплетен вокруг ее имени. Недаром ее тетка, княжна, выражает нескрываемое неудовольствие во все время пребывания молодых гостей: «Княжна, по обыкновению <…>, выразила на лице своем удивление, точно затевалось нечто неприличное…» Эта злая, отталкивающая старуха не случайно сопровождает героиню на всем протяжении любовного сюжета: своего рода живой компас, показывающий, насколько та уклонилась от предписанных светским этикетом правил.

Анна Сергеевна не кокетничает, когда говорит о себе, что многое пережила. Наряду с холодностью в ней скрыта наследственная авантюрная жилка. Ведь она была любимой дочерью «известного афериста и игрока». Ее отец поставил все на карту и в конце жизни разорился, оставив Анну с маленькой сестрой на руках. Общественное мнение считало невозможным самостоятельную жизнь незамужней девушки. Анне пришлось приличия ради «выписать» тетку-княжну и терпеть выходки надменной самовлюбленной старухи. Существование в глуши обрекало ее на участь старой девы, второго варианта княжны. В отличие от нее, Анна любила сестру, и готова была отдать всю привязанность маленькой Кате. «Но судьба судила ей другое», - многозначительно замечает писатель. «Судьбу» в немалой степени предопределила ее пленительная красота. Автор не говорит, что сыграло решающую роль - страх пред бедностью или желание быть самостоятельной, - но девушка согласилась на брак с «пухлым, тяжелым, кислым» Одинцовым. Замужество, а затем обеспеченное вдовство вернуло ее на прежнюю ступень социальной лестницы, но не смогло воскресить прежнего отношения к жизни. Пережитое низвело жажду приключений на уровень неясных мечтаний. Оно заставило ценить комфорт и ту независимость, которую он представляет.

На протяжении всех эпизодов в Никольском для читателя остается тайной, питает ли Одинцова к гостю какие-то чувства? Или в ней говорит «сознание уходящей жизни», «желание новизны», опасное стремление «дойти до известной черты»? Она словно балансирует на пороге своего ледяного дворца, вся во власти «смутных», ей самой непонятных переживаний. Порою кажется, что ледяная маска вот-вот спадет с нее. Особенно после первого свидания, когда Анна Сергеевна, «внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова». И только появление свидетеля, горничной, остановило ее порыв.

Снова звучит мысль, высказанная в «Рудине». Показатель незаурядной натуры - способность понять одну- единственную женщину. В отличие от романтически-возвышенного Рудина, парящего в облаках, материалист Базаров не хочет, скорее, боится понять. Базаров довольствуется простым социальным объяснением. Одинцова - аристократка, скучающая барыня. Если она от чего страдает - от скуки, да от светских сплетен. На первом свидании Одинцова признается, что «очень несчастлива». «Отчего? - изумляется Базаров. - Неужели вы можете придавать <…> значение дрянным сплетням?» «Одинцова нахмурилась. Ей стало досадно, что он так ее понял». Весь во власти чувств, Базаров, однако, полностью отвергает возможность подобного в ее душе: «Ты кокетничаешь <…>, ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне...» Наконец он изрекает окончательный и страшный приговор, навсегда возвращающий Анну Сергеевну в ее ледяное одиночество: «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете». Настойчивые уверения Базарова возымели свое действие. «Нет, - решила она наконец <…>, - спокойствие все-таки лучше всего на свете».

При последнем свидании Анну Сергеевну, кроме того, испугала злоба, с какой Базаров заговорил о своем чувстве. «…Это страсть в нем билась», - объясняет автор, отходя от принципа невмешательства во внутренний мир персонажей. Но теперь это вторжение необходимо: настолько непривычно для нас, что происходит в душе Базарова: «Не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания <…>, сильная тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей». Любовь поднимает со дна души не одни светлые чувства. Но и то врожденное, о чем Катя проницательно замечает: «Он хищный, а мы с вами ручные». «Дают себя знать инстинкты сильного зверя, для которого все встреченное на пути либо угроза, либо добыча, либо препятствие».

Базаров уже знает, какого взгляда на любовь придерживается Одинцова: «По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата». «Это условие справедливое, Анна Сергеевна», - подхватывает он. Но Анна Сергеевна готова на это при гарантии полного к ее личности уважения - «как же собою не дорожить?» Для Базарова же любовь - полное подчинение его воле. При этом он сам уклоняется от вопроса о том, способен ли пожертвовать собой - «не знаю, хвастаться не хочу». Но именно такая страсть - самолюбивая, без желания счастья любимому существу, без самоотвержения - по мысли Тургенева, низводит человека до уровня животного. Недаром он останавливает внимание на «почти зверском лице Базарова». Можем ли мы упрекать Одинцову в холодности, когда эта умная женщина «раза два… посмотрела на его лицо, строгое и желчное, с опущенными глазами, с отпечатком презрительной решимости в каждой черте, и подумала: «Нет…нет..нет». При последнем грубом вопросе о ее чувствах, «глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей». «“Я боюсь этого человека”, - мелькнуло у нее в голове».

Но это не конец их отношений. Каждый этап своей жизни Базаров теперь поверяет встречей с Одинцовой. После краткого пребывания у родителей Базаров и Аркадий катят в город. Ямщик задает поистине судьбоносный вопрос: «направо аль налево?» Реакция Базарова не приводится, но говорится, что внутренне он «вздрогнул»:

Евгений, - спросил он (Аркадий ), - налево? Базаров отвернулся.

Это что за глупость? - пробормотал он.

Мы знаем, что для Базарова «глупость» является синонимом слов «романтизм», «любовь». Друзья сворачивают к Одинцовой. Ее реакция - надменная, поистине аристократическая, под стать Ласунской в сцене изгнания Рудина. Анна Сергеевна напоминает тетку сменой настроений, капризной брезгливостью - «на меня теперь нашла хандра». Но, во-первых, ее «хандра» аналогична базаровскому ожесточению. Вероятно, она тоже внутри себя болезненно изживает свою любовь. А во-вторых, Одинцова демонстрирует Базарову манеру не стесняемой приличиями свободы поведения, к которой привык он сам. Привык, не желая замечать, что смертельно обижает родителей, Аркадия. Судьба держит перед ним зеркало. Оказывается, бесцеремонность бывает очень обидна. Недаром всю последую дорогу в Марьино Базаров «почти не раскрывал рта и все глядел в сторону <…> с каким-то ожесточенным напряжением».

Теперь-то гордый Базаров, убежденный, что «лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца» - теперь (думаем мы) с Одинцовой расстался навсегда. И шагу не сделает он в Никольское, несмотря на запоздалое приглашение хозяйки («приезжайте опять <…> через несколько времени»). Но нет! Повод самый «уважительный»: лично рассказать Аркадию (который еще раньше сорвался в Никольское, к Кате) о злополучной дуэли. Но это лишь повод. Недаром аскетичный в одежде Базаров «уложил свое новое платье так, что оно было у него под рукою». В вопросах внешних приличий щепетильна хозяйка Никольского…

В этот приезд Базаров пытается уверить ее и себя, что все кончено. «Перед вами смертный, который сам давно опомнился и надеется, что и другие забыли его глупости…» - говорит Базаров. Но как меняется строй его речи! Уже сейчас, задолго до последнего свидания, нигилист овладевает лексикой и тоном того романтизма, который отвергал. Лишнее доказательство, что романтизм жил в его душе всегда. Анна Сергеевна с облегчением подхватывает: «Кто старое помянет, тому глаз вон <…>. То был сон, не правда ли? А кто же сны помнит?» Снова Тургенев-художник отказывается от миссии всезнающего и всеобъясняющего волшебника: «Так выражалась Анна Сергеевна, и так выражался Базаров; они оба думали, что говорили правду. Была ли правда, полная правда в их словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно».

Отрывки подслушанного Аркадием и Катей разговора свидетельствуют, что далеко не все еще кончено:

- <…> Я потерял для вас всякое значение, и вы мне говорите, что я добр… Это все равно, что класть венок из цветов на голову мертвеца.

Евгений Васильевич, мы не властны… - начала <…> Анна Сергеевна; но ветер налетел, зашумел листами и унес ее слова.

Ведь вы свободны, - произнес немного погодя Базаров. «Больше ничего нельзя было разобрать…»

И не нужно. Сбылись предсказания отвергаемой баллады Жуковского. Подобно рыцарю Тоггенбургу, Евгений в ответ на просьбы любви слышит: «Сладко мне твоей сестрою, / Милый рыцарь, быть, / Но любовию иною / Не могу любить».

Герой способен ревновать. Едва Базаров заговорит об Аркадии - «кипение желчи слышалось в его спокойном, но глухом голосе». Чем искреннее Одинцова радуется, что Аркадий «с Катей совсем как брат», тем грубее Базаров уличает ее в хитрости. Любая женщина, упоминая так часто имя другого, желала пококетничать, проверить чувства к ней. Любая… но не холодная Анна Сергеевна. В свою очередь, и Анна Сергеевна ошибается относительно привязанности Аркадия к ее сестре. «Как это я ничего не видала? Это меня удивляет!» - восклицает она, получив письмо с просьбой Катиной руки. Базаров не может скрыть «злорадное чувство», «мгновенно вспыхнувшее в груди». Раздается безрадостный смех взаимного поражения. Вот уж поистине «горе от ума»! Уверенные в своей проницательности, наблюдательности, праве даже распоряжаться судьбами близких людей, сестры и друга, оба оказываются бесконечно чужды им.

Поражение «старших» героев имеет еще один аспект. Снова, как в «Рудине», злоключения неудачливой пары оттеняет чета счастливая. Здесь отношения развиваются вполне традиционно. Как подобает влюбленному, Аркадий, мучительно косноязыча, приступает к объяснению: «...Красноречие изменило Аркадию; он сбился, замялся. (“Да помоги же мне, помоги!” - с отчаянием думал Аркадий.)» И Катя держит себя, как подобает скромной барышне: «Казалось, она и не понимала, к чему это все ведет…» Наконец произносятся банальные вроде бы слова, что говорились миллионы раз… Но не сказав их, не узнаешь, «..до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек». Эти наивные молодые люди оказались в чем-то мудрее, принимая без сомнений скромные дары жизни. А Одинцовой и Базарову остается одно - расстаться, сохранив гордость. «Нет! - сказал он и отступил на шаг назад. - Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Прощание их горькое - во многом именно потому, что много анализируют, понимают, стремятся проникнуть в тайну бытия. И слишком много говорят… Мысль изреченная не всегда ложь. «Это все равно, что класть венок из цветов на голову мертвеца», - произносит Базаров. «…Не в последний раз видимся», - заклинает Анна Сергеевна. Довелось же им увидеться уже у постели умирающего.

Одинцова спешит - звук роскошной кареты раздается в деревенской глуши. «Жив еще, жив мой Евгений и теперь будет спасен!» - восклицает восторженно Василий Иванович. Действительно, любовь может совершить чудо, воскресить больного. Простодушный старик ошибается в одном - чтобы случилось это чудо, нужна обоюдная любовь. А ее нет. «И теперь вот вы стоите, такая красивая…» Спустя столетие эти поэтические слова Базарова подхватил Маяковский. Но Одинцова - «она просто испугалась <…>. Мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила, мгновенно сверкнула у ней в голове». И хотя Анна Сергеевна «великодушно» «села <…> возле дивана, на котором лежал Базаров», пренебрегая опасностью заражения, все же «подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша».

Анна Одинцова – один из любимых женских образов Тургенева. Она является одной из главных героинь в романе «Отцы и дети».

Ее история заставляет проникнуться сочувствием. Молодой девушкой она вышла замуж, чтобы не бедствовать. Мужа своего она не любила, так как он был стар, но богат. Одинцов умер, оставив жене всё своё состояние.

Сложилось так, что за всю свою жизнь никого Анна не любила. Главное в жизни для нее – самостоятельность и главное, ни от кого не зависеть. На ее беду в нее влюбляются сразу двое молодых людей: Базаров Евгений и Кирсанов Аркадий. Два друга. Ее чувства далеки от симпатии и к Евгению, и к Аркадию.

На момент начала повествования Анне Сергеевне двадцать восемь лет. Она была хороша собой, стройна и спокойна. Оба товарища видели, как она грациозна и, что еще более значимо умна и образована. С легкостью она поддерживала практически любую тему за разговором, чем располагала к себе. Но независимо от красоты и обаяния, она была холодной и неприступной. Ни кого не подпускала она близко к своей душе.

В романе неоднократно отмечалось, что она любит комфортные, даже роскошные условия, но не переносит светского общества.

Неожиданно для себя она проявляет интерес к личности Евгения. Но тут-то она осознает, что если даст волю чувствам, то потеряет спокойствие. Именно поэтому, хотела она этого или нет, она дает отказ молодому человеку. Сам же Базаров понял, что Анна хочет любить, но боится и в этом ее проблема. К сожалению, душа Анны Сергеевны так и остается холодна и безучастна. Когда она узнала, что Евгений Базаров умирает, то поехала попрощаться. Но, даже наблюдая за почти бездыханным телом Евгения, она не смогла почувствовать ни любви, ни трепета, ни скорби. Она так и не дала почувствовать Евгению того, чего он хотел в последние минуты своей жизни. Она разрушила ту самую связь, которой, быть может, и не существовало вовсе.

В конце романе читатель узнает, что Анна снова вышла замуж. Ее брак такой же несчастливый, как и первый. Основан он лишь на выгоде для самой себя и для собственного комфорта, к которому юная княжна так привыкла.

Сочувствовать Анне или же нет, каждый читатель решает сам, однако можно понять – нельзя жить взаперти от своего сердца и своих чувств.

Вариант 2

Анна Сергеевна Одинцова, жена богатого пожилого помещика Одинцова. Она довольно рано вышла замуж, чтобы избавить себя от силков бедности. Вскоре Анна овдовела и завладела богатством почившего супруга.

В свои 29 лет, Анна так и не познала смысл любви. Замуж она выходила из корыстных побуждений, чувства мужа были для нее безразличны. Ей так же были безразличны чувства, которые к ней испытывали и другие мужчины: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.

Вся ее внешняя недоступность и чувство собственного достоинства выражались буквально во всем: в прямой осанке, высоком росте, изысканной одежде на ее красивом, здоровом теле, аккуратно уложенной прическе, красоте лица. Она понимала, что довольно красивая и привлекательная девушка. С людьми, особенно с мужчинами, она была мила, приветлива, ее легкая улыбка влюбляла в себя всех. Она внимательно слушала своего собеседника, отчего все восторгались ее «прекрасными глазами», которые «светились вниманием».

Но ее единственным желанием и целью жизни было выбраться из состояния бедноты, в которое поверг семью отец-картежник, тратящий последние деньги на игру. Анна не хотела продолжать такое жалкое существование, вечно искать, где поесть, думать, что "завтра" может не наступить. Ей нужна была уверенность, что у нее всегда будут деньги. Но, добившись своей цели, она даже не подумала, что следует делать дальше, как наслаждаться добытым счастьем.

Будучи аристократкой, она могла пользоваться всеми благами аристократической жизни, но ее это не радовало. В разговоре с Базаровым, Анна упомянула: «Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу... Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди, передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти».

Анна Одинцова - довольно расчетливый человек. Ей чужды человеческие эмоции, она не умеет наслаждаться мелочами жизни. Она ставит себе крупную цель и достигает ее. Дальше в душе девушки наступает кризис. Она сама выбрала себе данный путь. Возможно, это ее понимание жизни: спокойствие и отсутствие излишних эмоциональных потрясений. В этой неспособности познать чувство любви, раскрыть себя в эмоциональном плане, заключается ее "несчастье". К сожалению, такой она останется до конца, выйдя снова замуж за нелюбимого человека, руководствуясь чисто практическими целями, а именно, обеспечить себе безбедную жизнь в старости.

Сочинение Характеристика Анны Одинцовой

Анна родом из знатной семьи, но ее отец проиграл все свое состояние. Поэтому большую часть жизни Анна провела в деревне, отец проигрался, и вся семья вынуждена была жить в маленьком домике в деревне.

Мать Анны из рода обедневших князей. После смерти родителей Анна вела сама хозяйство. Ей повезло, местный богач Одинцов предложил ей руку и сердце, благодаря этой удачной партии она стала богатой и независимой женщиной.

После смерти мужа все наследство перешло к Анне. Она жила спокойной, обеспеченной жизнью и ни к чему не стремилась и ничего не хотела, так как все необходимое для жизни у нее было.

Внешне героиня произведения Анна Одинцова очень привлекательная и красива женщина, обладающая грациозной походкой, правильной осанкой и великолепными манерами. Она очень спокойна, даже абсолютно равнодушна ко всему, происходящему вокруг.

Но это не мешает Базарову без ума влюбиться в нее, но как он ни старался своими знаками внимания и ухаживаниями зажечь в Анне костер любви так у него ничего не вышло. Лишь один раз Анна проявила чувства к возлюбленному, но спустя некоторое время опять же стала холодна и спокойна.

Одинцова обладает очень сильным характером и свободой, которую ей обеспечивает ее богатство. Поэтому полюбив, Базарова она ему в этом не призналась, чтобы не нарушать свою размеренную и спокойную жизнь.

Характер у нее свободолюбивый, она горда, и при этом полностью лишена высокомерия. Она полностью является дворянкой новой волны, которая полностью поддерживает свободу мысли и слова, откровенна в своих суждениях и высказываниях.

Анна очень умна, и легко вписывается в любой круг общения. В высший сословный круг дворян. Так же свободно и уверенно она чувствует себя в деревне среди деревенских жителей.

Она очень умна, рассудительна, решительна, но полностью спокойна и безучастна, ее не волнует ничего, что происходит вокруг. Все события у нее вызывают только короткие проблески любопытства.

Встречаясь с Базаровым Анна не испытывает к нему сильных чувств, он просто ее развлекает своими разговорами, приглашениями на прогулки, балы и прочие мероприятия. Анна с ним общается, гуляет, но в сердце себе его не пускает, а просто хорошо и весело для себя проводит время.

Чтобы не полюбить, Базарова Анна укрывается в специальном коконе, который ей помогает остаться все той же независимой и живущей привычной жизнью дамой. В результате можно сделать вывод что она не способна ни любить, ни сочувствовать другим людям.

Она просто бесчувственная и холодная особа, прекрасная и жестокая своей безразличностью одновременно. Всю свою жизнь она не живет, а влачит жалкое существование. Базаров же хотел пробудить в ней любовь к жизни, но ему это не удалось.

Используя Одинцову, автор четче и откровеннее показывает характер и душу Базарова, который в итоге отказался от своих нигилистических идей. А Анна так и осталась тем, кем и была, одинокой и не способной любить и сочувствовать другим людям хладнокровной женщиной.

Арина Власьевна – мама Евгения Базарова одна из персонажей второго плана. Живут они с мужем, отцом Евгения, в далеком селе. Арина Власьевна не соответствовала образу женщины

  • Тема свободы в поэме Мцыри сочинение

    Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался

  • Герои произведения Живи и помни сочинение

    Андрей Гуськов. Молодой человек, супруг Настёны. До кровопролития они были вместе 4 года, малышей у них не было. Он, как и все, воевал на фронте, не был дезертиром.

  • Мне повезло, мой лучший друг – это еще и член моей семьи. Его зовут Нафаня, он маленькая дворовая собачка. Когда я был еще совсем маленький, папа принес его домой.

    Loading...Loading...