Славянские традиции инициации. Жуткие обряды посвящения в мужчины (Фото)

Посвящение - обязательная церемония для всех, кто решил заниматься чародейством и колдовством. Но из написанного выше легко можно понять, что посвящения для тех, кто принял сакральные знания по наследству, и для тех, у кого этого дара нет, будут отличаться. В начале мы рассмотрим вариант посвящения для «рожденных магами». Этот пример отлично описан Полом Хейзоном в книге «Искусство колдовства»

«Ритуал посвящения должен означать церемониальную просьбу допуска и последующий прием будущего члена в шабаш. Этот тип ритуала общий для всех секретных обществ, и действительно, ритуалы большинства из них имеют много общих элементов. Магический смысл этого ритуала заключается в приеме индивидуального сознания в коллективное сознание шабаша ведьм. Оттого, в какой степени индивидуальные интересы кандидата вступают в гармоничную связь с целями и идеалами, присущими шабашу, в такой же самой степени он сам сможет черпать из шабаша «объединенный энергетический резерв». Большинство из посвящений в шабаш выполняется в одну из восьми ритуальных колдовских встреч. Если это возможно, то предпочтительнее в одну из великих встреч на майский сочельник или ноябрьский сочельник, когда присутствует вся группа в полном составе. Однако церемонии посвящения, выполненные во время неофициальных еженедельных встреч на шабаше, будут такими же законными, хотя менее зрелищными; в зависимости от магической ориентации шабаша ритуал посвящения и все другие церемонии отличаются весьма существенно. Действительно, сколько существует шабашей, столько и разновидностей ритуалов. Некоторые шабаши следуют каббалистическим и герметическим церемониальным обрядам, в то время как другие придерживаются более вызывающих, бьющих через край церемоний «культа свободы и любви». Являясь сторонниками Г. Гарднера и его последователей, которые концентрируют свое внимание, сосредотачиваясь на обнаженном поклонении богине Великой Матери, они выполняют свои ритуалы полностью обнаженными. Есть шабаши, которые обращаются к средневековому типу общения с Рогатым Богом со всеми его атрибутами, а есть и такие, которые возвращаются к кельтским основам, интересуясь древним друидическим учением: скорее, как шаман или колдун, чем как жрец солнечного культа. Существуют в основном два типа церемоний посвящения.

Первый тип используется теми шабашами, которые работают «одетыми» и сосредотачиваются больше на концентрации знаний и энергий, направляя свою энергию больше к «мужскому» аспекту божества. Второй тип используется теми шабашами, которые работают обнаженными, направляя свою энергию к культу исцеления и аспектам любви, сосредотачиваясь больше на богине.

Вы можете использовать любой тип, включив те элементы, которые, как вы чувствуете, лучше всего согласуются с главной сущностью вашего шабаша. Первый тип посвящения имеет большее сходство с колдовским культом, который существовал в средневековой Европе. Он должен происходить в одну из восьми Sabbat или Esbat, в идеальном случае - в одну из великих встреч, в майский сочельник или ноябрьский сочельник. Идея ритуалов посвящения в любом случае - идея очищения и освобождения кандидата от мирских связей. Это так же обязательно, как очищение объекта перед выполнением с ним магических действий. Первый процесс заключается в собичевании, порке, что также является символом очищения огнем, воздухом, землей и водой. Второй, выполняемый обнаженными, основывается на бичевании, порке, что также является символом очищения. Однако я хочу добавить, что многие ведьмы, придерживающиеся традиций, считают, что, несмотря на его сходство с поздними римскими вариантами греческих мистерий, он более связан с английскими традициями «привилегированной средней школы» и «клуба шлепальщиков», чем с искусством колдовства. Избиение символическое или настоящее не поднимет никоим образом Тех самых чувств внутренней чистоты или духовного настроя, которые непосредственно вызывались у нордического воина, средневекового монаха, мальчика из английской привилегированной средней школы или у нагой ведьмы».

«Поскольку церемония выполняется во время ритуальной встречи, само собой разумеется, что круг уже должен быть начерчен и освящен сторожевой башней. Если это будет внутри помещения, на вершине алтаря должна пылать маленькая керамическая кадильница, если это будет вне дома, в центре крута должен гореть костер. Должны присутствовать все магические колдовские инструменты. Оба аспекта силы, мужской и женский, должны быть вызваны. Это можно сделать посредством формулы «Еkо, Еkо, Аzагаk...» и пением призыва к Hertha. Великий Мастер должен быть одетым в свой рогатый шлем или маску животного с факелом или свечой, пылающей в его короне. Он и остальные члены шабаша стоят внутри круга. Кандидат должен быть приведен старшим помощником или исполнителем северной части периметра, уже одетый в мантию, с повязкой на глазах и лишенный всех изделий из металла/1 В этом месте ритуала один из членов шабаша, заранее выбранный, должен 1 коснуться острием своего ритуального ножа с черной ручкой или острием 1 меча, принадлежащего шабашу, груди кандидата и окликнуть его специально 1 предназначенными для этого словами. Оклик произносится от имени часового сторожевой башни на севере царства стихии земли. Диалог может быть следующего содержания:

Вызывающий: «Откуда ты пришел?»

Кандидат: «С севера, места величайшей темноты».

Вызывающий: «Куда идешь ты?»

Кандидат: «Я иду на восток в поисках света».

Вызывающий: «Какой пропуск должен ты принести?»

Кандидат: «Совершенную любовь и совершенную веру».

Вызывающий: «Я, страж сторожевой башни севера, не позволяю тебе войти. Ты не войдешь в это святое место с севера, кроме того, ты сначала должен быть очищен и освящен. Кто поручится за тебя?»

Старший помощник: «Я, Проводник Душ, поручусь».

Вызывающий: «Дитя Темноты, приблизься к сторожевой башне севера и получи от меня поручительства смерти и благословение земли!»

У кандидата связывают руки за спиной колдовской веревкой, которую поднимают вверх и завязывают вокруг его шеи, свободный конец веревки свисает впереди, как поводок или «буксирный канат». Подобным же образом короткий кусок красной веревки завязывают вокруг его правой и левой лодыжки достаточно свободно, оставляя его ноги «ни связанными, ни свободными», так, чтобы он мог передвигаться. Несколькими крупинками освященной соли посыпается его лоб, а между губ вкладывается монета, символизирующая земную пентаграмму! Затем старший помощник проводит посвящаемого вдоль всего внешнего периметра круга по ходу солнца и подводит к убежищу на западе. Там монету удаляют из его уст и повторяется подобный же оклик из западной башни. Однако в ответ на первый вопрос кандидат должен теперь отвечать: «С севера, от ворот смерти!»

Также в тексте вызывающего вместо слова «север» теперь используется запад», и страж запада позднее преподносит «кубок памяти» - глоток чистой воды из кубка и осуществляет «очищение водой» - несколько капель на лоб. Затем кандидата снова ведут вокруг периметра по часовой стрелке, и он останавливается на юге, где опять окликается, на этот раз представителем огня, который, положив плашмя свой меч или ритуальный нож на правое плечо кандидата и окуривая его трижды ладаном Gemunnoz, дарует ему мечом силу и освящение огнем. В конце приведенный вкруговую к востоку круга кандидат окликается представителем воздуха, который, трижды выдыхая на его голову, одаривает его дыханием жизни и даром света. Затем он убирает повязку с глаз.

Первое, что должен увидеть кандидат после снятия повязки, - это вид Великого Мастера в его пылающей маске: Люцифера - Солнца в Полуночи. Очищенного и освященного четырьмя элементами мудрости кандидата теперь действительно вводят в круг с севера. Его руки развязываются, Великий Мае-, тер протягивает лезвие своего меча или ритуального ножа к кандидату, который, становясь на колени перед ним и положив свою правую руку на лезвие, повторяет слова церемониальной клятвы:

В этом месте используется рабочая книга шабаша: Книга Церемоний (или Книга теней», о которой мы говорим и как она называется в шабашах). Кандидат записывает свое колдовское имя в раздел регистрации и ставит дату. Некоторые шабаши, кроме того, измеряют рост кандидата и записывают рядом с его именем. Это традиционный процесс «снятие мерки». Подобным образом капля крови кандидата, взятая стерилизованной иглой, или несколько волос с головы кандидата либо помещают в журнал рядом с его именем, либо подвешивают отдельно. Это не только два знака связи, существующей теперь между кандидатом и сущностью шабаша, но также (что очень важно) - это прямая угроза магических репрессий в случае нарушения клятвы. Великий Мастер должен теперь положить свои руки на голову кандидата, стоящего на коленях, благословляя этим принятие его в шабаш. Затем он приглашает (манит) его «заряженной» колдовской драгоценностью: подвязкой, подвеской, браслетом," ожерельем или кольцом и приветствует его как нового члена. Некоторые шабаши включают в этом месте ритуала освящение вином и ритуальным маслом для колдовских встреч Sabbat. Новый посвященный теперь встает с коленей и представляется своим колдовским именем всем остальным членам шабаша по очереди. Затем кандидату представляют рабочие инструменты шабаша: меч, кубок, светильники и другие. Потом пир с пирогами и вином и обычные церемонии».

Посвящение без одежды

«В этом типе ритуала, общем для шабашей, которые практикуют разнообразное колдовство, ориентированное на богиню, церемония выполняется верховным жрецом в том случае, когда кандидат - женщина, верховной жрицей, когда кандидат - мужчина. Как и в предыдущем ритуале, круг должен создаваться с помощью сторожевой башни. Кандидат с завязанными глазами у границы окружности вызывается исполнителем к острию меча или ритуального ножа и произносит пароль: «Совершенная любовь и совершенная вера». Кандидата затем тянет в круг задом наперед исполнительница, которая кладет свою левую руку вокруг его талии, правой рукой обнимает за шею. Здесь снова дается пароль - в виде поцелуя. Брешь, созданная при прохождении в круг, восстанавливается ритуальным ножом, кандидату связывают руку и лодыжки ритуальной веревкой, как в предыдущем случае. Затем его ведут вокруг круга и представляют восточной, южной, западной и северной сторожевым башням, как предполагаемого кандидата на вступление в шабаш. В этом месте ритуала работу богини о кандидате берет на себя верховная жрица. Я (Пол Хейзон. -Примеч. авт.) цитирую полностью слова, которые произносятся по традиции:

«Слушай слова Великой Матери, которая с древности называется среди людей Artemis, Astarfe, Dione, Melusine, Aphrodite u многими другими именами. У моего алтаря молодежь Лакедемона приносит жертву. Раз в месяц, и лучше, если это будет при полной луне, встречайтесь в тайном месте и поклоняйтесь мне королеве всех волшебство. Там собирайтесь, и тех, кто пожелал бы учиться колдовству, я буду учить вещам, до сих пор неизвестным. И вы будете свободными и как знак того, что это будет действительно так, обнажайтесь в ваших ритуалах, танцуйте, пойте, пируйте, занимайтесь музыкой и любовью. Восхваляйте меня за то, что я - добрая богиня, которая дарит радость на земле при жизни, а не" веру; и во время смерти на вас снизойдет невыразимый мир, покой и экстаз богини. Я не требую от вас никаких жертв, я мать живущего, и моя любовь проливается на землю!»

Кандидата еще держат за талию, затем ведут вокруг круга скачками и на юг от алтаря. После того как прозвенят одиннадцать ударов маленького колокольчика, исполнитель награждает его или ее пятикратным поцелуем, произнося ритуальные слова.

Целование ступни: «Пусть благословенна будет твоя ступня, которая привела тебя на этот путь».

Целование коленей: «Пусть благословенны будут твои колени за то, что они преклонятся перед святым алтарем».

Целование полового органа: «Пусть благословен будет орган потомства, без которого нас не было бы».

Целование груди: «Пусть благословенны будут твои груди, совершенные по красоте и силе».

Целование губ: «Пусть благословенны будут твои губы за то, что будут произносить священные имена».

Затем кандидат становится на колени у алтаря и его привязывают коротким поводком близко к кольцу, установленному там, заставляя этим его или ее принять согнутую позу. Ноги также привязываются вместе к этой точке, и его спрашивают, будет ли он всегда «верен искусству колдовства». Если он отвечает утвердительно, раздается звон из трех, семи, девяти и двадцати одного удара, иногда кандидата «очищают», бичуя сорока ударами хлыста, сделанного из веревок После этого он дает самое искреннее обещание всегда помогать и защищать своих братьев и сестер по ремеслу. Затем кандидат приводится к присяге; эта присяга существенно не отличается от присяги, рассмотренной в первом ритуале. Затем кандидату развязывают глаза и ноги; выполняют треугольное освящение (смазывание пениса или вагины, правой груди, левой груди и снова полового органа сначала ритуальным маслом, затем освященным вином и окончательно губами), называя кандидата жрецом или жрицей. В заключение руки нового посвященного развязывают, ему представляют рабочий инструмент. Посвященного целуют при представлении каждого инструмента. Затем посвященного представляют четырем частям света, приветствуя каждую по имени богов и представляя посвященного как нового жреца или жрицу и как ведьму. Для того чтобы повышать ведьму в иерархии шабаша и дать ей возможность сформировать свой собственный шабаш, иногда ей присваивается вторая степень или ранг. Отличие этого ритуала от первого только в том, что кандидат связывается, но остается с не завязанными глазами, не произносит паролей. Он присутствует с самого начала церемонии и поет вместе со всеми. После клятвы на «чреве ее матери» (или его матери) кандидата освящают пентаклем вместо треугольника. Это включает помазание маслом, вином и губами полового органа, правой груди, левого бедра, правого бедра, левой груди и полового органа снова. В этом порядке действительно получается перевернутая пентаграмма. После предоставления полномочий новому кандидату возложением на него рук посвященного его инструктируют, как пользоваться магическими приспособлениями, и посвящают в таинства колдовского закона, используемого для добра или вреда, благословения или проклятия. После этого церемония заканчивается бичеванием. Посвященный бичует своего посвящающего тройным количеством ударов по отношению к тому, сколько он получил, а именно - ста двадцатью. Затем его представляют силам четырех сторон света как должным образом освященного верховного жреца и колдуна или верховную жрицу и королеву ритуальной встречи Sabbat, в зависимости от того, кто посвящается. Во втором ритуале под движением кандидата через четыре стихии подразумевается миф о богине, где колдовская богиня, Andred, Aradia, Habondia (или под любым другим именем, под которым вы можете ее знать), спускается в мир мертвых подобно Персефоне в Hadez или Ishtar в царство Ereshkigal, получает бичевание и пятикратный поцелуй Рогатого Бога Смерти (Бафомед) и последующее присвоение силы. Иногда разыгрывается сам этот миф во время ритуала посвящения в стиле таинства, но это дополнительная церемония, миф сам подразумевается в полной церемонии посвящения».

Как вы видите, оба ритуала имеют много общего, так же как и значительные различия, все или любые из которых могут включаться в церемонию посвящения находчивым практиком. Он также имеет право включить в ритуал какой-либо дополнительный символ. Как всегда, это дело индивидуального выбора и интуиции: что включить и что убрать, какой будет уклон ритуала - знание и энергия с его герметическим обертоном или любовь и радость с поклонением Дионисию. Разработайте сначала эмблемы шабаша, а остальное последует естественно. Центральная идея, которой нужно придерживаться, это идея очищения и возрождения кандидата, которая символизируется надеванием на глаза повязки и последующим снятием повязки, связыванием веревкой для сковывания движений и освобождением от этих пут, приемом в члены шабаша лидером шабаша и всем шабашем.

Облачение ведьм и колдунов

Одежда - это песнь песен души и ее внешнее отображение. Манера одеваться красиво и удобно (это, пожалуй, главное!) присуща почти всем людям. Исключение составляет лишь небольшая часть сообщества, которой не то чтобы красиво одеться, умываться-то не очень и нужно. Для колдунов, а особенно для ведьм, одежда нечто большее - это часть ежедневного ритуала, исполняемого во славу богам. Мы с вами не можем ни при каких обстоятельствах, ведя (и читая) «Книгу теней», не обращать внимания на этот важный аспект колдовских практик. А более широко нам его раскрыть поможет Пол Хейзон со своей восхитительной книгой «Искусство колдовства»:

«Одежда... Это то, что является спорным вопросом в колдовском мире. Многие практикующие утверждают, что самый лучший способ творить волшебство традиционным методом: полностью обнаженным. Другие в равной степени придерживаются традиций, утверждают, что это необязательно и что нужно носить ритуальную одежду или накидки. Доводы за наготу заключаются в том, что одежда препятствует проявлению вашей колдовской силы. Я никогда не считал, что это совсем лишено смысла. Колдовская энергия не задерживается простой одеждой. Она проходит через стены и пересекает обширные расстояния достаточно свободно, так почему несколько легких одежд могут оказаться таким барьером для нее? Нет, главная причина для наготы - психологическая. Нагота дарует состояние освобождения от напряжения мирских забот, полового торможения - вот цель, которой этим добиваются. Следовательно, если вы чувствуете, что именно отсутствие одежды может настроить вас на работу в таком состоянии ума, когда ваша магическая воля будет работать лучше, тогда вы должны обязательно сделать следующее: закройте дверь. Осторожность - прежде всего! Вспомните «подсматривающую свекровь».

Однако для тех, кто живет в прохладном климате или кого не прельщает идея обнаженных шалостей, альтернативой может быть накидка. В простейшем случае это длинный кусок сказочного тяжелого черного материала, сложенного вдвое, с отверстием для головы, вырезанным наверху. Бока сшиваются в пределах девяти дюймов от верха, оставляя отверстие для рук.

Накидка должна свисать почти до земли. Она подвязывается опоясывающим шнуром. Однако многие ведьмы и колдуны предпочитают более усложненные или более красивые накидки различных цветов. Накидка может быть голубой, фиолетовой, красной, серой или белой, часто с добавлением капюшона или мантии с капюшоном, накинутым на голову для большей безликости во время ритуала. Можно надевать специальные сандалии или оставить ноги босыми. Однако позвольте дать вам совет: «Когда вы будете формировать шабаш, желательно определенное однообразие одежды». Часто прилежные ведьмы обладают двумя комплектами одежды по следующей причине: одна одежда однообразная для ритуальных праздников Sabbat и Esbat, другая, более индивидуальная, - для личного использования. Ваше колдовское имя и соответствующие знаки различия могут быть вышиты на рубце или груди накидки, если вы желаете, но это необязательно. Действительно, накидка сама по себе не так уж необходима. Она служит только психологической поддержкой для того, чтобы привести в соответствующее состояние ваше подсознание.

Все ритуалы и колдовские действа можно свободно выполнять в обычной повседневной одежде. Недостаток обычной одежды в том, что в ней нельзя падать и «биться» на земле». Так или иначе, вам решать: заниматься колдовством нагой (нагим) или одетыми в стиле кибер - панка. Как вам удобнее, так и поступайте. Только помните, что цвет одежды, пожалуй, важнее, чем ее покрой.

· Тайные общества

Ритуалы инициации подростков

Сам ритуал перехода (посвящения) складывался из чередования обрядов отделения (separation), промежуточного периода «грани миров» (margo, или limen, что по-латыни означает «порог») и включения или восстановления (reagregation). Первая фаза обряда достаточно ясна – это разрыв, в некоторых случаях достаточно грубый, с миром детства, который для ребенка являлся миром «материнским» и «женским», разрыв с состоянием безответственности и наивности, невежества и детской асексуальности. Затем подростки (неофиты) помещались в неизведанный ими мир на достаточно большой промежуток времени (иногда до года). Мир, в котором теперь находился неофит, был миром священным. Между ним и материальным миром существовал разрыв, нарушенная непрерывность. Этот этап посвящения вводил подростка в мир духовных ценностей и одновременно в законы человеческого общества. За этот период он узнавал мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний, а также правила поведения, организацию взрослых. В процессе этого испытания подростки должны были доказать силу воли и духа, что должно было означать их присутствие в мире и ответственность. Во многих племенах в этот период налагались множественные запреты: лишение пищи, немота, жизнь в темноте. Все это являлось не только упражнением в аскетизме, но также символизировало отказ от амбиций и всех желаний. В столкновении с трудностями и болью, мальчик получал послание о том, что больше не может вернуться домой прежним. Посвящение обычно включало тройное откровение: священного, смерти и сексуальности. Все три вида опыта у ребенка отсутствуют, поэтому посвященный во время ритуала узнает о них и затем включает в структуру своей жизни. Физические испытания, зачастую мучительные, преследовали цель покорности, за которой стояло символическое возвращение к изначальному ещё не оформленному состоянию, вызывавшему символическое переживание смерти и нового рождения. Мистическая смерть детей и их пробуждение являлась частью грандиозного повторения Космогонии, священной истории Мира. Религиозно-мистические переживания были неотъемлемой частью этого этапа. Смерть при посвящении одновременно означала конец детства, неведения и состояния непосвященности. Только после обрядовых испытаний подросток признавался ответственным членом общества, т.е. взрослым, со всеми присущими правами и обязанностями в сообществе.

Свадебный ритуал

Ритуал священного брака составляет сокровеннейшую основу инициации со времен её зарождения в мистериальных культах и поддерживается традицией и религией до сих пор. Поскольку брак как социальный союз затрагивает интересы многих групп, подготовительный или промежуточный период приобретает большую значимость. Русский свадебный ритуал строился на религиозно-мифологической основе, и представлял соединение мифологических (языческих) представлений с идеями христианской религии. Традиционно свадебный ритуал состоял из трех этапов: предсвадебного, самой свадьбы и послесвадебного. Обряды, включенные в этот ритуал, считались обязательными, и должны были следовать друг за другом в порядке, определенным традицией. Исключение хотя бы одного или изменение последовательности свадебного ритуала воспринималось как нарушение «правильного» пути брака, как незавершенность события и поэтому указывало на несостоятельность. Сам обряд во многих традициях рассматривается, как путь. Так в славянской традиции считалось, что девушка, становясь невестой, вступает в «ничью землю», где она «никто»; для всех окружающих, в том числе для своих родителей, родственников, подруг она - «незнакомая», «неведомая» («не весть какая»), «чужая» и, как следствие этого, в какой-то степени «опасная», потому что все ее прежние связи и отношения рвутся. Для древних славян было очевидным, что этот краткий период в жизни женщины следует воспринимать как символическую смерть, именно на таком представлении построена вся начальная, «до-престольная» часть свадебного обрядового комплекса: невесту оплакивают, одевают в специальные обрядовые одежды, устраивают «прощание». Именно в этом лиминальном периоде девушка умирает в своем прежнем качестве, с ней умирает ее родовое имя, и она возрождается в новой ипостаси, обретая при этом новое имя. В этом обряде женская природа подобно воде и земле, стремится к изменениям и перерождению самой себя. В этом женщина (девушка) впервые познает свою природу, способную перерождаться, неоднократно «умирая» и «воскресая», переходя из «родного» знакомого пространства в табуированное и обратно, открывая себя для рождения будущей жизни - своего ребенка. Следует отметить, что в славянской традиции в предсвадебных обрядах, в отличие от азиатских, африканских этнических культур, инициация женщины и ее лиминальный период маркируется гораздо четче, чем у мужчин, что несколько противоречит сказочному славянскому фольклору, богатому инициальным описанием пути героического типа мужчины. Церемонии, противоположные свадебным - церемонии развода и вдовства имеют также важное значение. Их кажущаяся простота, которая часто сводится к юридическим и экономическим актам во многом объясняется недостаточным интересом исследователей к этой проблеме. Совершенно очевидно, что как личная, так и коллективная связь, установленная с такими хлопотами и сложностями, не может быть разорвана в один прекрасный день и единственным жестом. Не случайно в фольклористике и этнографии свадебную и погребальную обрядность рассматривают как родственные явления.

Шаманская инициация

Считается, что шаманом становятся:

  • по спонтанному призванию («зов», «избранничество»);
  • по наследственной передаче «профессии» шамана;
  • по личному решению или, реже - по воле клана.

Во многих традициях считается, что шаманизм , независимо от того, наследственный он или спонтанный, всегда - дар богов или духов. Шаман начинает свою новую истинную жизнь через инициацию или духовный кризис, вмещающий в себя особый трагизм и красоту. Избрание сопровождается особой «шаманской болезнью», которая служит мостом к другой реальности, и позволяет перейти человеку от одного мировосприятия (через его разрушение), к другому, более полному и совершенному; адаптироваться физически и духовно к жизни в двух мирах.

Сны, необычные состояния сознания, которые испытывает будущий шаман при посвящении, имеют определенную структуру, традиционную модель, которая хорошо известна в истории религии, и, несмотря на мнения некоторых авторов, лишена беспорядочных галлюцинаций или фантазий. Эти переживания почти всегда включают одну или несколько основных тем: расчленение тела, обновление органов, вознесение на Небеса и общение с богами или духами, нисхождение в Преисподнюю, разговор с богами и душами умерших, а также разнообразные откровения шаманской и религиозной природы. Отсутствие тех или иных элементов в посвящении указывает на определенную религиозную ориентацию шаманских техник, а также будущих задач, стоящих перед шаманом. Как правило, шаманы демонстрируют более чем нормальную нервную конституцию: они умеют концентрироваться с интенсивностью, недоступной простым смертным и способны на изнурительные усилия. Память и способность самоконтроля у шамана выше средних, а в интеллектуальном отношении он часто превосходит свою среду.

Структура ритуала

Согласно Арнольду ван Геннепу, cущность многочисленных обрядов перехода заключается в том, что каждый человек в течение своей жизни проходит ряд этапов - переходит от одного состояния к другому. Такая последовательность, оформленная в систему обязательных ритуалов, существует во всех обществах, независимо от их традиций и степени продвинутости в развитии экономики и политики, «обряд, или общественное действие, не имеет раз и навсегда заданного смысла: смысл изменяется в зависимости от действий, которые предшествуют обряду, и тех, которые следуют за ним. Следовательно, можно сделать вывод: для того чтобы понять обряд, социальный институт или технологический прием, его нельзя произвольно вырывать из обрядовой, общественной или технологической целостности. Каждый элемент этой целостности следует рассматривать в его связях с ее другими элементами». Согласно работам A. ван Геннепа все ритуалы перехода отмечены тремя фазами: разделение (separation), грань (mango, или limen, что по латыни означает «порог») и восстановление (reaggregation), он обозначил их как предлиминальный, лиминальный и постлиминальный. Первая фаза (отделение, сепарация) предполагает символическое поведение, означающее отделение личности («иницианта»), от ранее занимаемой точки в социальной или культурной структуре. Во второй фазе их статус становится «лиминальной persone», поскольку посвящаемые живут за пределами своего нормального окружения, где они поставлены перед необходимостью сомневаться в себе и существующем социальном порядке через ряд ритуалов, которые нередко сопровождаются болью. Формирующий опыт во время Liminality включает в себя создание Tabula Rasa – как нечто нетронутое, чистое за счет отмены ранее принятых норм, и готовит initiand занять новую социальную роль на следующей стадии реинтеграции. Третья, финальная, фаза - инкорпорация - соответствует «реагрегации» индивида: возвращение иницианта в общество в ином социальном статусе. Две характеристики имеют важное значение для этих обрядов. Во-первых, обряды должны следовать в строго заданной последовательности, где каждый знает, что делать и как. Во-вторых, все должно быть сделано «под руководством мастера церемоний». Вслед за А. ван Геннепом Виктор Тернер вновь обратился к лиминальному, делая акцент не только на изоляции, транзитности и нахождении между, а скорее на потенциальности и самом переходе в третьей фазе, как возможности формирования альтернативных структур уже в самом сообществе. Им был сделан акцент на третьей фазе, как связанной с конфликтом выбора руководящей группы и лидера, а также авторитета по отношению к «негативно настроенной группе» индивидов. Четвертая же фаза - «выход» (по Тернеру), воспроизводит те результаты, которыми завершилась «разыгранная» в третьей фазе драма. В своих работах он рассмотрел важность лиминальности, не только как промежуточного периода, но и с точки зрения самой человеческой реакции на пороговый опыт, и его экзистенциальную защищенность. Он предпринял описание социальной структуры Communitas, как основанной на человечности, искренности и равенстве, а не на иерархии .

Инициация и современность

В связи с использованием инициации в тоталитарных системах, негативным оттенком в обществе, а также строгими ограничениями сообщества на ритуалы инициации, ритуал долгое время находился на периферии научных изысканий, и лишь благодаря междисциплинарным дебатам его продуктивная сторона совсем недавно была «реабилитирована». Проблема изучения ритуалов и обрядов инициации продолжает представлять интерес, что во многом объясняется вниманием к традиции, проблемам «коллективной памяти» и преемственности в современном обществе. В социологии попытка обобщения и анализа социокультурной трансформации ритуалов и обрядов инициации в мировой культурной традиции проведена Фирсовой А.М. ; психолого-педагогическое изучение современного состояния инициации в подростковых объединениях выполнены Ф.А. Сидоришиным ; степень устойчивости подростковых и свадебных ритуалов инициации, как гетерогенных структур психического, включающих создание Tabula Rasa, представлена в медико-психологических работах Г.М. Федоровой, В.Б. Бажуриной ; воинские ритуалы, церемонии, духовно-нравственные ценности в ритуалах рассмотрены Минером В.Л. . Наличие подобных устойчивых структур в психике человека, объясняет не только универсальность механизмов ритуалов инициации, но и подтверждает идею о бессознательном стремлении человека к инициированию. Как отмечает Г.Л. Тульчинский, человеческое бытие обречено на извечную лиминальность, поиск центра бытия» . Отсутствие современных институтов инициации в современном обществе приводит к индивидуальному и групповому поиску путей инициации, увеличивая во времени «опасный» лиминальный период, пытаясь «вслепую» пройти его фазы. Как отмечают авторы, спортивные состязания, современные публичные церемонии, молодежные организации во многом пытаются сохранить структуру инициации, ее символы, мифологическое значение. Лишенное сакрального содержания эти ритуализации не являются инициацией. Задача институализации подобных переходов и ритуалов инициации связана с поиском не столько новых форм, а прежде всего понимания и овладения «кодами» культуры. Благодаря сакральному содержанию и перформативному характеру ритуалы перехода создают сообщество и формируют социальное, как инсценировки они вносят вклад в формирование общественных областей, институций и организаций, привнося новое в культуру .

Современные обряды

Среди всех обрядов обрезание – один из самых простых и наименее важных. Различия в возрасте подвергаемых обряду обрезания свидетельствуют о том, что это акт не физиологического, а социального значения, хотя многие забывают или не знают об этом. В связи с чем, этот обряд не может быть понят, если он изучается изолированно. Его следует включать в группу обрядов, которые путем очевидного для всех приема (ампутации, раздробления, членовредительства - неважно какой части тела) изменяют социальный статус человека. Дутте с полным правом сблизил смысл «обрезания» с первой стрижкой волос и церемониями по поводу прорезывания молочных зубов, Лаш и Вестермарк сближают этот обряд с разными видами уродования тела. Однако, как отмечает А. ван Геннеп первый ошибался, видя в них обряды очищения, а второй неверно интерпретировал всю серию обрядов уродования как обряды, совершаемые ради привлечения женщины. Обрезать крайнюю плоть - все равно, что вырвать зуб (как это делают в Австралии и других местах), отрезать крайнюю фалангу мизинца (в Южной Африке), отрезать или проколоть мочку уха, нанести татуировку или насечки, подстричь волосы определенным способом. Изуродованного человека благодаря обряду отделения (идея отсечения, сверления и т.д.) «выводят» из человеческого рода и автоматически включают в определенную группу. Если увечье неустранимо, включение в группу становится окончательным. Так, обрезание у евреев не представляет собой ничего особенного: оно является «знаком единения» с определенным божеством и знаком принадлежности к единому сообществу верующих .

Сохранившиеся обряды

  • Обрезание крайней плоти в исламе и иудаизме .
  • Крещение и миропомазание (конфирмация) в христианстве .
  • Возложение священного шнура у индуистов .

Литература

  • Арнольд ван Геннеп. Инициация // Арнольд ван Геннеп. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999, с.64-107

Инициация – это древнеславянский обряд, который для человека, что его проходит, выступает символом начала новой жизни. Его также называют посвящением. Обряды такого рода проводятся в мире с древних времен, при этом целью его являются разные причины: изменение статуса человека, вступление в какое-либо общество, изменение жизненной позиции и прочее.

На сегодняшний день те немногие люди, которые давно и серьезно занимаются магией, хорошо понимают важность такого обряда. Они знают, как именно он должен проводиться и при каких обстоятельствах. Давайте же более подробно изучим вопрос, что же это за обряд и для чего он был нашим предкам славянам нужен.

Каков смысл обряда посвящения?

Такой обряд как посвящение имеет очень большое значение в магии. Он – своего рода попытка мага позвать к себе на подмогу магические силы, которые он потом будет активно использовать при в ежедневной магической практике.

Но это еще не все. Если человек проходит обряд инициации, то он доказывает окружающим и самому себе, что его жизнь полностью меняется и отныне он полностью посвящает себя магии. Также нельзя оставить без внимания тот факт, что обряд посвящения почти всегда выступает таким-себе тестом для будущего мага. именно таким способом можно проверить потенциал новичка и готовность начать заниматься чем-то более важным в этом мире и глобальным. Исходя из всего вышеперечисленного, к обряду инициации стоит относиться очень серьезно.

Также стоит понимать, что каждый из магов, которые существуют на планете Земля, обряд посвящения проходит не раз за свою жизнь, а несколько. А происходит это каждый раз, когда он чувствует, что его силы и знания приумножились, и что уже наступило время переходить на уровень выше. При этом самым важным всегда остается самое первое посвящение, когда неопытный новичок впервые решил серьезно связаться с магией.

Этот необычный обряд может осуществляться разными способами. Нужно отталкиваться от того, кто именно есть Наставником молодого неопытного мага и к какой школе магии он относится. Бывает и такое, то человек сам по себе и не принадлежит ни к каком из течений и у него еще нет Наставника. В последнем случае он сам, доверяя своей интуиции и внутреннему голосу, может выбрать любой вид обряда посвящения.

Особенности ритуала

Нет никакой разницы, обряд инициации какого народа рассматривать. Это могут быть индусы либо славяне. Все народы используют при этом некоторые неизменные характерные особенности ритуала. Например, тому человеку, который самостоятельно приходит к выводу, что он желает пройти обряд инициации (и не важно, к какому именно магическому направлению он принадлежит, и кто по национальности), необходимо очень серьезно подготовиться к данному обряду.

В качестве такой подготовки может быть строгая диета, или же выполнение каких-либо конкретных ритуальных действий в течение оговоренного времени и много другого. Главное в этом деле – выполнение магом, который стремиться пройти обряд посвящения, абсолютно всех поручений, советов и рекомендаций своего Наставника. Иначе ничего не выйдет.

Кроме этого, важно понимать, что любая инициация предполагает общение или же просто контакт человека с существами из другого мира. При этом в ряде случаев эти сущности в ближайшем будущем помогать данному магу, а именно при обряде инициации между ними прослеживается и устанавливается мощная связь на энергетическом уровне.

Время будет проходить, а связь данная будет лишь усиливаться. Вместе с этим приумножатся и способности мага, а еще, что самое главное — необратимое изменение абсолютно всех его энергетических структур. Это важно понимать и помнить тому, кто с уверенностью планирует совершить описываемый обряд.

Уже в процессе инициации каждый маг обязан получить новое имя. Это почти то же самое, что и привычное «простым смертным» «крещение» человека, после которого он без проблем может входить в мир духов. Но помните, то по правилам это новое имя стоит держать в секрете от всех. Только Наставник его может знать – и то не обязательно. Все это очень серьезно, ведь если кто-то чужой узнает данное новое имя, то он сможет влиять на мага. И обычно это влияние ни к чему хорошему не приводит.

Крайне важный момент: имя должно быть близким и родным для того, кому предназначено. Только так, при соблюдении все перечисленных выше правил, новое имя сможет на 100% выполнять все те функции, которые за ним закреплены.

Без инициации никак?

Инициация как обряд у наших предков (славян) в былые времена проводились регулярно. При этом участниками таких действий выступали и дети, которых в те времена посвящали во взрослые, а подрастающих мальчиков – в мужчины. А девочки по мере взросления тоже проходили много таких обрядов на своем жизненном пути.

Но сегодня таких ритуалов уже не увидишь, о них не услышишь. И что такое инициация и для чего конкретно она нужна простые горожане, скорее всего, не знают. Знают об этом лишь те, кто посвятил себя магии. Но и то, даже эти люди далеко не все осведомлены о таком древнеславянском ритуале.

Часто на сегодняшний день людей в голове и на устах появляются вопросы на тему того, возможно ли заниматься магией серьезно без проведения до этого обряда инициации? В современном мире многие люди начали заниматься магией самостоятельно, без помощи каких-либо советников и Наставников, поэтому возникновение такого вопроса вполне логично.

Также многое зависит от того, кто из нас какое понятие вкладывает в такое разностороннее и загадочное словосочетание как «заниматься магией». Это может быть проведение самых примитивных обрядов, о которых все знают и какие может выполнить каждый желающий.

Это может быть чтение заклинаний и приготовление разнообразных зелий на редких видах трав. В этих случаях инициация не играет роли и не нужна. Да и вообще, чтобы заниматься такого рода вещами, вовсе не обязательно быть связанным с магией.

Совсем другая картина, если говорить о персоне, которая решила раз и навсегда целиком и полностью посвятить себя магии. Здесь ему понадобится помощь различных духов или сущностей, как злых, так и добрых. А это автоматически значит, что ему попросту необходимо пройти обряд посвящения.

При этом обряд данный должен проводиться по всем правилам – важно, чтоб человек именно грамотно подготовился к переходу в иное состояние, чтобы «церемония» была проведена без каких-либо неточностей, чтоб новое имя мага было подобрано верно и вовремя засекречено.

Лишь в таком случае у новоиспеченного мага будет шанс расти и развиваться далее, усиливая собственную мощь и добиваясь каждый раз новых высот. А еще приятным бонусом является то, что вовремя совершенный процесс обряда инициации способен уберечь еще неопытного и слабого мага от влияния разных недоброжелателей, в том числе — порчи и сглаза (разумеется, если человек, который планирует причинить зло магу, не будет знать его реальное имя).

Подводя итог, хотелось бы отметить, что исполнение обряда посвящения – достаточно серьезный ритуал, к выполнению которого нужно подходить грамотно, ведь исключительно в таком случае он будет способен принести магу в будущем одни плюсы. Всем, кто желал тесно связать собственную жизнь с духами и магией, важно было пройти обряд от одного до нескольких раз за жизненный путь.

Почему, чтобы стать мужчиной, иногда нужно как следует пострадать? Обряды инициации — перехода в то или иное мужское сообщество — бывали и кровавыми, и обидными.

Текст: Матвей Вологжанин

Разумеется, сегодня, чтобы стать совершеннолетним, тоже придется помучиться — одна добыча нормального, без уха на кадыке, снимка для паспорта чего стоит! Но в целом сегодня мы переходим в мир взрослых дядей вяло, пресно и без затей (хотя, конечно, очень зависит от того, что это за дяди). А вот раньше у разных народов инициация могла воплощать в себе самые садистские фантазии.

Дети вне ритуала

Вечная логическая ошибка «после — значит вследствие» оказала огромное влияние на становление любой цивилизации. Когда ты не знаешь законов, по которым существует твоя вселенная, ты вынужден обо всем догадываться сам, методом проб и ошибок. Если вчера тебе удалось убить земляную крысу после того, как ты помочился на восток, — всегда мочись на восток. И ни в коем случае — на запад, ведь, когда ты в прошлый раз так поступил, тебя больно укусил стервятник. Человек всегда параноидально подозревал, что в этом мире ничто не существует просто так, все связано невидимыми, но мощными связями, незримые страшные силы наблюдают за тобой из кустов, а пролет журавлей по небу и планет по Галактике регулируется усердием, с которым ты соблюдаешь правила — например, не ешь после шести репу.

В идеале существует только один совершенно правильный метод жить, спать, зевать, жениться и убивать водяных крыс, а отступление от ритуала — это дорога к хаосу и разрушению. Этнографы, наблюдавшие за жизнью очень диких племен, всегда с изумлением отмечали, что при кажущейся европейцам абсолютной свободе (ни фраков, ни браков, ни книжек по этикету) дикари часто ведут чрезвычайно однообразную жизнь, подчиненную множеству табу и ограничений.

Но есть категория населения, к которой это не относилось. Дети. Ребенок, особенно мальчик, в примитивном обществе совершенно свободен — просто потому, что детей много, они неразумны и за всеми не уследишь. В лучшем случае их можно кое-как уговорить не дразнить крокодилов, но ожидать от них следования ритуалу — утопия. Поэтому абсолютно во всех культурах возникла традиция инициации детей, когда те достигают возраста, в котором им уже придется соответствовать правилам и традициям, а также отвечать за свои поступки. До инициации ребенок носит особые детские прически или одежды (или не носит никаких), он фактически не считается человеком, поэтому его ритуальные грехи не падают на голову всего племени, окружающие относятся снисходительно к его неразумности. Для того чтобы Маленький Змей, этот похититель чужих лепешек, стал существом, ответственным за свои поступки, ему придется родиться заново, уже по-настоящему. И есть подозрение, что ему это не понравится, ха!

Многоэтапное рождение

На самом деле ступеней инициации всегда было несколько. Традиционно этнографы выделяют четыре основные.

Инициация рождения

Понятно, что этот вытащенный только что черт знает откуда кусок пищащего мяса может принести кучу неприятностей племени. Он не член нашей стаи, его не защищает Великая Жаба, потому что она с ним незнакома, да и явился он из мира мрака и духов, будучи сам пока еще злым духом и наверняка прихватив с собой за компанию в наш добрый мир уйму всякой нечисти. Именно поэтому в эру инфантицида (длилась примерно до VI века до нашей эры) первенцев юных матерей так часто убивали: считалось, что они злые духи огромной силы, раз им удалось прорваться в реальность по еще не хоженной дороге первыми. Также истреблению в разные эпохи в разных народах подлежали близнецы, альбиносы и младенцы, родившиеся с зубами, не говоря уже о детях с выраженными пороками внутриутробного развития.

Незримые страшные силы наблюдают за тобой из кус-тов: не ешь ли ты слу-чаем репу после шести?

Так что ребенка нужно было ритуально очистить, а пока людям, кроме специально обученных шаманов, просто опасно приближаться к этим крохотным вместилищам зла. Сохраняемая до сих пор в наших областях традиция не показывать совсем маленького ребенка (даже его фотографии) посторонним людям вызвана не тем обстоятельством, что ребенка могут сглазить, а тем, что изначально младенец был магически опасен для окружающих.

Младенца омывали, читали над ним заклинания, изгоняли из него злую силу (да-да, обряд крещения к нам тоже не с луны свалился). Во многих традициях считалось необходимым нанести ему кровоточащую рану, чтобы духу было откуда выйти. У некоторых народов это превратилось в обрезание новорожденных, в других культурах младенцам наносили неглубокие ранения на лбу, груди или ладонях. В тех племенах, которым была понятна роль отцовства, также проводились ритуалы, подтверждавшие связь отца с новорожденным. Например, согласно Дж. Фрэзеру, у северных индейцев существовал обряд, когда отец имитировал роды и младенца протаскивали у него между ногами. Был также прекрасный обычай в Индии: детей ритуально рожали с помощью статуи йони — деревянного изображения огромного влагалища.

Инициация детства

Вторая инициация, тоже встречаемая во многих культурах, является самой поздней из всех. Это ритуал, связанный с переходом от младенчества к детству, и он отсутствует у самых примитивных народов. Обычно такой ритуал совершается в возрасте 3-5 лет, когда ребенок признается (в разных вариациях): полностью отлученным от груди; способным носить длинные рубашки или штанишки — как существо, уже умеющее управлять своими естественными потребностями; готовым есть любую взрослую пищу; пригодным к началу обучения. Тут тоже читаются заклинания, ребенку дается взрослое или предвзрослое имя, на него торжественно надевают запретную раньше одежду, за него зачитывают первые строки священных книг или как-то еще помогают выполнить некую ритуальную норму. Скажем, зажечь или загасить огни на жертвеннике*, выстрелить из лука, принять из рук отца кисть и тушечницу — существует множество традиций. В общем, это поздняя норма, сразу ставшая скорее семейным праздником, чем истинным ритуалом.

« Ага, ага, тортик со свечками именно оттуда »

Инициация воина

А вот это уже серьезно. Именно данный тип инициации предназначался для того, чтобы сделать из мальчика мужчину. Преследовал обряд несколько целей одновременно: изъятие юноши из общества женщин и переход его к мужчинам; обучение юноши всем ритуальным обязанностям мужчины; испытание его мужества, самоконтроля и терпения — важных качеств для воина; снижение его сексуальных желаний, замедление вовлечения во взрослую половую жизнь.

Скажи спасибо, что «деды» во время твоей службы плохо знали этнографию

Как ни странно, но именно четвертая цель была, пожалуй, самой важной. Совершать поклоны перед могилами предков и бросать копья в коров можно и без особых внешних воздействий. Но юнец в разгаре пубертата был головной болью для любой общины. Ромео, готовые непринужденно отдать жизнь за ночь с женой вождя или дочерью жрицы, малолетние насильники девственниц или не менее малолетние многодетные отцы были последним, что требовалось для комфортной жизни в обществе. Поэтому очень часто инициационные испытания приводили к тому, что юноша на продолжительное время вынужден был отказаться от любой сексуальной жизни. На египетских фресках мы видим, как тринадцатилетним «мужчинам» наживую проводят обрезание. Обитатели Калимантана вшивали своим подросткам в пенис рыбьи кости, африканцы некоторых племен практиковали вытягивание пениса, привязывая к многострадальному органу каменные диски. Шрамирование, татуаж, натирание пениса едкими составами — вот обязательные этапы взросления во множестве культур. (Отметим, что инициация девушек часто была не менее травматична, а последствия некоторых ритуалов просто чудовищны. Немалая часть египетских женских мумий имеет инфибуляцию — тип женского обрезания, при котором удаляли клитор и половые губы, а остальное наглухо зашивали, оставляя лишь маленькую дырочку для всяких нужд. Во время брачной ночи мужу приходилось ножом делать надрез, чтобы исполнить свой супружеский долг, а во время родов разрез расширяли и сшивали заново. Кстати, в 29 странах мира этот тип обрезания практикуют до сих пор — например, в Судане, Индонезии, Сомали.)

Кроме издевательств над пенисами в меню также были длительные посты, ритуальные избиения и увечья, отрезание фаланг мизинцев на руках, разрывание ушей и ноздрей, выбивание зубов… В общем, скажи спасибо, что «деды» во время твоей службы в армии были недостаточно знакомы с трудами таких этнографов, как Арнольд ван Геннеп и Рене Генон, а то могли бы почерпнуть массу интереснейших идей из собранного учеными материала. С другой стороны, нам известны и менее кровавые обряды в более развитых цивилизациях. В Китае, Корее и Японии, скажем, ограничивались постом, молитвами и обстоятельным письменным экзаменом для мальчиков из среднего и высшего общества. Хотя есть основания полагать, что многие опухшие от свитков и премудростей соискатели звания «сюцай» предпочли бы, чтобы им без затей вставили в пенис рыбью кость. Да и наши мученики ЕГЭ, возможно, не отказались бы.

Иногда третий этап инициации совмещался с четвертым, но чаще разрешение на вступление в брак требовало отдельных подвигов и ритуалов. Все эти сказки, в которых руку принцессы обещают смельчакам, готовым скакать по стеклянным горам и убивать драконов, заимствованы из инициационных брачных обрядов. В Африке, например, получить право на женитьбу можно было, только раздобыв шкуру леопарда. У индейцев племени черноногих жениться могли только убийцы — те, за кем числился хотя бы один проклятый кроу или подлый бледнолицый. Где-то права на брак добивались ловким воровством, кулачным боем или соревнованиями в беге; где-то требовалось обладать определенным количеством имущества. Контроль за численностью и качеством населения не дремал никогда.

Современные инициации

По мере усложнения общества и человеческих представлений о природе вещей важность ритуалов сошла на нет. Тебе уже не надо собственноножно присутствовать в Вестминстерском соборе на коронации, чтобы убедиться в легитимности королевы, — достаточно прочитать газету. Ты уже точно знаешь, что выкрашенные в брачную ночь белой краской яички не помогут тебе не зачать демона-людоеда, пусть зачинается то, что зачинается, — это проб-лема того заведения общего обязательного образования, куда демон отправится. И новогоднюю елочку мы больше не украшаем кишками ритуальной жертвы, так как возвращение солнца из мира зимнего мрака непременно состоится и без этого (по крайней мере, так говорят по телевизору). Ритуалы остались важной частью религиозной жизни, но и там их значимость неуклонно ослабевает.

Тем не менее ритуальчики и обрядики наполняют нашу жизнь — уже в качестве легкого суеверия, игры, общепринятой формальности. Торжественно вручить парню в смешной шляпке свидетельство об окончании школы или отлупить его до потери сознания плетью из кожи гиппопотама — такой выбор перед обществом не стоит. Почти не стоит. Есть, однако, уголки, где жестокие законы инициации по-прежнему функционируют. Прописка в тюрьмах, издевательства над новичками в школах, особенно закрытых, чморенье «духов» в армии — это не просто свинство от скуки и безмозглости, а прорастание архаичных норм в искусственно сформированных по архаичному принципу обществах, обитатели которых в массе своей не слишком далеко ушли от первобытных племен.

Но есть группы, состоящие из людей взрослых и образованных, которые тоже требуют весьма жесткой инициации при вступлении. Отчасти к таким можно отнести некоторые монастыри и, скажем, сектантские общины, но наиболее полно мы видим вполне кровавые инициации в студенческих братствах и различных тайных и полутайных организациях, из которых самыми известными являются масонские. Вот там избиения, издевательства, голодовки, запугивание, беспрекословное подчинение старшим являются почти непременным испытанием для кандидатов.

О том, как работает этот механизм, когда-то рассказал журналу MAXIM Дэн Рапопорт, прошедший жесткий кандидатский отбор в элитном студенческом братстве «Сигма Альфа Эпсилон»: «Несмотря на кажущуюся абсурдность и жестокость всех этих законов, они имели глубокий смысл. Нам устраивали трудности, чтобы сплотить нас, чтобы попадание в братство воспринималось как добытое дорогой ценой. Чтобы пережившие вместе эти ужасы действительно стали друг для друга как братья, как однополчане. Для многих эти пять месяцев оказывались единственным серь-езным испытанием в их благополучной жизни. Нас было двенадцать человек, в итоге приняли четверых. И эти ребята остались моими лучшими друзьями на всю жизнь».

Несмотря на, казалось бы, абсурдную жестокость этих законов, они имели смысл

В этологии существует термин «дорогое доказательство лояльности», когда за право вой-ти в какую-то группу животные некоторых групповых видов подвергают свою жизнь риску (например, нарываются на взбучку от высокоранговых самцов или берут на себя рискованные обязанности часового во время по перехода по саванне). Также этим термином называют долгий период ухаживания у отдельных видов, когда самка подпускает к себе только самого настойчивого кавалера. Чем дороже оплачивается право пребывания в группе, тем выше ты ценишь привилегию находиться в ней, тем больше ты привязан к другим членам группы. Карточку клуба, за членство в котором ты заплатил деньги, не выкинешь из бумажника с той легкостью, с какой избавишься от карточки бесплатного клуба. Женщину, за которой безнадежно и яростно ухаживал полгода, ты, вероятнее всего, не оставишь после первого секса, так как потратил слишком много ресурсов на ее завоевание, теперь твое подсознание настойчиво требует от тебя сидеть рядом с ней и умолять ее выйти за тебя замуж.

Обряды инициации всегда как нельзя лучше использовали принцип «дорогого доказательства лояльности». Подростки, прошедшие совместный ад испытаний, оказывались более сплоченной группой, высоко оценивали свой новый статус и, что самое главное, ревностно, неукоснительно исполняли все ритуалы, которые к этому статусу прилагались. И Великая Жаба была довольна, и на запад никто не мочился.

По-взрослому

Тринадцатилетние иудеи получают все религиозные права и обязанности взрослых мужчин, а также пухлые конверты с деньгами от гостей и родственников: на бар-мицва принято дарить вполне серьезные суммы, которые когда-то должны были стать изначальным капиталом для нового мужчины, а сегодня чаще всего откладываются на его образование. У девочек есть аналогичный обряд — бат-мицва, он проходит более скромно, к тому же еврейка по религиозным нормам становится совершеннолетней раньше еврея, в 12 лет, так как девочки умнеют раньше.

Обряд надевания взрослой шапки на мальчика (гэмпуку) и взрослого пояса на девочку (моги) в древней Японии совершался с подростками 12-16 лет. Сегодня в этой стране оба обряда соединились в один официальный государственный праздник — День совершеннолетия. Во второй понедельник января вся молодежь, которой в прошлом году исполнилось 20 лет, одевается в национальные костюмы — кимоно, носки, сандалии-гэта (впрочем, для юношей допускается и европейский костюм), выходит на улицу, слушает речь мэра, совершает в храме молитвы, а вечером отрывается в ресторанах и караоке-барах, оплаченных частично родителями, частично городской казной.

У католиков и некоторых протестантов требуется, чтобы, достигнув определенного возраста, человек, крещенный в младенчестве, уже сознательно признал себя христианином. Обычно конфирмация проводится массово (например, для учеников католических лицеев), но возможны и вполне частные конфирмации. Хотя обряд все же чаще совершается с группами подростков: проводить его может только епископ, так что организационно это весьма сложное мероприятие. Возраст конфирмантов — 13-14 лет. Девочек традиционно наряжают в белые платья, мальчиков запихивают в новые костюмы, затем исповедуют, причащают, мажут миром, дарят им молитвенники.

Калита

Сохранившийся до сих пор в сельской Украине обряд инициации парубков 16-18 лет. Девушки села совместно выпекают особый каравай-калиту и высоко его подвешивают — к потолку или к шесту. К калите на кочерге подвозят инициирующегося со связанными сзади руками, парень должен допрыгнуть до калиты и откусить от нее кусок. Не получилось — позор на его голову. Получилось — теперь он уже взрослый и может тусоваться со взрослыми же парнями, а также ухаживать за девушками.

В очень протестантской сельской Америке распространены балы, на которых девочки и мальчики 13-16 лет дают публичный обет хранить девственность до брака и получают особое кольцо, которое и носят до помолвки. По понятным причинам родители на эти балы активнее тащат девочек, чем мальчиков. Так что кое-где балы трансформировались в традицию «обручения с папой»: девочка обещает, что ее единственным бойфрендом до брака будет ее папочка — именно ему она будет поверять все свои беды и обиды, а он будет ее верным рыцарем и другом. Разумеется, никакого инцеста, исключительно духовное единство.

Инициация – переход, обряд перехода, таинства, посвящения внутри какого-либо общества. Обряд инициации у славян – это ритуал перехода человека на новую ступень жизни. Торжественный обряд инициации проводился с участием жреца или главы общины, деревни, семейства. Женская инициация отличалась от мужской в силу разницы жизненного предназначения.

Обряд инициации мог проходить по разным причинам – переход из одного вида деятельности в другой, принятие родового тотема, возрастной переход и прочее.

Выделяются следующие обряды инициации для:

  • жениха и невесты, новобрачных;
  • молодёжи, только вступающей в брачный возраст;
  • некоторых детей, подростков при имянаречении;
  • молодых бойцов, юношей;
  • волхвов или жрецов и другие.

До нас дошел неполный набор этапов принятия «новичка» в новое качество. К тому же обряды посвящения вполне могли быть частью любого календарного или семейного события. Вся инициация всегда проходила публично.

Вот что должен быть сделать человек на этих испытаниях :

  1. Показать свои умения.
  2. Принять участие в общественных мероприятиях по этому поводу.
  3. Пройти испытание на ловкость, телесную силу, смекалку, сообразительность, моральные устои и пр.
  4. Перетерпеть насмешки, шутки от старших для закалки характера и отработки навыка принимать быстро и точно нужные решения.
  5. Участвовать в совместном пиршестве.

После чего человек принимался народом уже в новом качестве. К примеру, девочка после принятия в «девушки» уже могла оставаться в соседних домах на вечерние посиделки парней и девчат.

Различают славянских обряда два – женская инициация и мужская инициация. Иногда они могут быть объединены, в зависимости от смысла и значения.

Славянская женская инициация

Для девочек инициации могли происходить на бытовом уровне, как бы приучая к будущей взрослости постепенно. Так, мама или бабушка могли время от времени устраивать небольшие «экзамены» будущей хозяйке. Это касалось рукоделия, приготовления пищи и прочего. Но самым важным было признание пройденного этапа, начиная от младенчества. В разных культурах в разные годы это совершалось в 3, 5 или 7 лет. Девочке заплетали косу – до этой поры принято было воспринимать дитя бесполым.

Действо проходило так :

  1. Девочку сажали на веретено, чесальный гребень, прялку или рядом с ними.
  2. Заплетали косу.
  3. Одевали женскую одежду впервые.
  4. Угощали вкусными блюдами всех участников ритуала.
Loading...Loading...